Эркен Кагаров: "представление людей о материальности мира скоро очень сильно изменится"
Творческая биография
Родился в 1966 г. в Ташкенте, Узбекистан, в семье художников Инны Васильевой и Медата Кагарова. В 1985 окончил Республиканское художественное училище им. П.П.Бенькова, Ташкент. В 1992 — Ташкентский государственный институт искусств им. М.Уйгура, в том же году переехал в Москву, где работал дизайнером в рекламном агентстве "Гратис". С 1994 – член Союза дизайнеров России. С 1999 — Академии графического дизайна. С 2004 – член Art Directors Club Russia. С 2005 – член Московского союза художников. С 1994 – основатель и арт–директор (сейчас креативный директор) брендинговой компании Imadesign, Москва. Руководитель и ведущий педагог авторской творческой мастерской по специальности «графический дизайн» Высшей академической школы графического дизайна на базе Московского художественного училища прикладного искусства.
Персональные выставки:
«Картинки и надписи», клуб ДОМ, Москва (1999). «Швейцарские открытия. Тайные знаки», совместно с Александром Шумовым, Государственный Музей Архитектуры имени А. Щусева, Москва (2002).
Некоторые выставки и награды:
Всероссийские: 3 место (1993), Диплом Союза дизайнеров России (1996), Национальный приз «Виктория» 1997, (в составе клуба «Портфелио»), 1998 (в соавторстве), 1999 (в соавторстве), 2001 на выставках-конкурсах «Дизайн. Лучшая работа года». Поощрительный диплом на выставке-конкурсе «Лучшие знаки и логотипы России» (1997). Диплом Союза дизайнеров России на выставке-конкурсе «Лучшие визитные карточки России» (1997). 2 место на выставке-конкурсе «Лучшие дизайнерские открытки России» (1998). Диплом Ассоциации «Золотая пчела» на выставке-конкурсе «Лучшие календари России» (1998). «Мастерская конструктивизма. Геометрия, структура, орнамент, цвет», Москва (1999). Первое место и Большая золотая медаль конкурса «Упаковка — Звезда России — 2002», Москва. 3 место (в соавторстве) конкурса «Профи-2004».
Международные: 3 место и Диплом в номинации «Логотипы» на Московской биеннале графического дизайна «Золотая пчела - 3» (1996). 2 место (в соавторстве) (1997), 3 место (1998), 3 место (в соавторстве) и 1 место (2001), 2 место (в соавторстве) (2004), 3 место (в соавторстве) (2005), 3-е и 1-е место (в соавторстве) (2007) на Московском Международном Фестивале рекламы. Московская биеннале графического дизайна «Золотая пчела - 5» (2000). Международный конкурс знаков и логотипов «Тамга - 2003», Гран-при, «Тамга - 2006», 3 место, Киевский международный фестиваль рекламы 2006, 3 место.
Член или председатель жюри: «Тамга», Московский Международный Фестиваль рекламы, Национальный фестиваль рекламы "Идея!", "Знак" и другие.
Креативное Обозрение: Эркен, назовите пожалуйста, дизайнера, творчество которого вам близко? Как бы вы охарактеризовали его «авторский почерк»?
Эркен Кагаров: Поскольку я люблю всяческие опыты и люблю визуальные эффекты или смысловые парадоксы, то периодически нахожу подобное у Фукуды, Загмайстера или Древиньского. Которых я, естественно, люблю, но глупо было бы только этим списком ограничиться.
КО: С какими людьми вам приятно работать в одной команде? Есть ли в вашей команде кто-нибудь из бывших учеников?
Э.К.: С живыми, веселыми и талантливыми. Ученики в штате есть, периодически. Пока учатся – жалко отрывать от учебы, а потом уже находят себе что-нибудь.
КО: А какой вы преподаватель – строгий или либеральный? Какую мысль, в первую очередь, пытаетесь донести до учеников?
Э.К.: Наверное, либеральный. В конце концов, каждый сам делает свою жизнь, не хочешь – не учись. Но если уж не хочешь, то и не мешай другим, не отнимай время.
КО: Человек, который не может нарисовать рукой даже обыкновенное яблоко, может стать востребованным дизайнером?
Э.К. Все бывает. Но обычно человек не может нарисовать что-то по двум причинам – либо он боится (неудачи, мнений, ошибок), либо как-то ограничен. Таким людям быть дизайнерами сложно, эти два качества – смелость и широта взгляда — для профессии критичны.
КО: Чему и как вы посоветуете учиться начинающим дизайнерам?
Э.К. Если даже у них какая-то узкая специализация, то все равно — всему. Большой кругозор дает больше возможностей. Вот в мое время почти не было книг по дизайну, зато были другие – по архитектуре, живописи, кино. Я думаю, это мне сильно помогает.
КО: В молодости к кому вы мечтали попасть в ученики?
Э.К. Я бы с радостью учился у всех мастеров того времени. Впрочем, я и так у них учился, по работам и книгам.
КО: Как вы организуете свой творческий процесс? Далеко ли вы можете отойти от первоначальной задумки в момент ее реализации и представления заказчику?
Э.К. Первоначальная задумка – это как домашняя заготовка. Может быть очень интересной, но так и не пригодиться. Обычно 80 процентов первых идей сильно трансформируются при работе. Скорее бывает наоборот, я готов отступить от долго продумывавшейся концепции, если неожиданно нахожу какое-то более сильное решение. Часто так бывает после встречи, обсуждения, презентации.
КО: Что вы думаете об уровне российского дизайна? Когда говорят, что работы наших выделяются на российских и европейских выставках, речь чаще идет о российской самобытности или о более низком уровне?
Э.К. Если они, и правда, выделяются, то причины здесь, наверное, эти две.
КО: Вам, как профессиональному дизайнеру, интереснее участвовать в фестивалях рекламы или в специализированных «внутрицеховых» конкурсах? Какая награда для вас более значима?
Э.К. Любая честно полученная, особенно в тяжелой борьбе.
КО: Какой ваш проект максимально подходит по определение «амбициозный»?
Э.К. Брендинг России. К сожалению, проект, по сути, заморожен.
КО: Эркен, когда в компании дизайнеров речь заходит о вас – лица светлеют. А много душевных сил тратится на поддержание дружбы? Какие качества своих друзей вы цените?
Э.К. Если светлеют, это здорово. К сожалению, времени на это общение очень мало.
КО: И на прощание, прогноз от Эркена Кагарова. Как бы вы продолжили вот такую фразу: «Скоро очень сильно изменится…»?
Э.К. …представление людей о материальности мира.
Беседу вела Елена Виноградская