Компания Публикации Брендинг Креатив Дизайн Архив Живой журнал
Карта сайта
Главная / Публикации / Архив публикаций / 2000 / Август / 25.08.2000
Новости
Архив новостей
Подписка на новости
Публикации
Архив публикаций
TXT&JPG

Архив публикаций

25.08.2000

Светлана Пухова Статья для журнала Design Exchange (Китай) N15 2000 (не опубликовано)

Лабиринты знаков

Эркен Кагаров - своего рода Дэвид Копперфильд в графическом дизайне. Полифонические оптические иллюзии создаются им буквально на ваших глазах. Двумерные и трехмерные изображения "уживаются" у великого иллюзиониста не просто на одном листе, а в одном знаке, буквице. Перевёртыши, зеркальные отражения - набор приемов оп-арта, он умело трансформирует и использует для собственных графических игр с пространством. А вот построение лабиринтов в виде спиралеподобных петлей или меандров превращается у Эркена в настоящее путешествие для глаз. Эти графические объекты во всем стремятся соответствовать жанру культовых, символов: вовлекают очарованных зрителей в исследование запутанного пути, подвигают на поиск разгадки, "центральной комнаты", Минотавра...

Яркий пример таких оптических метаморфоз - знак встречи 2000 года (23 - 25). Чтобы увидеть все превращения, нужно подобрать все ключи, открыть все "замочки", воспользоваться всеми подсказками, пройти по трудному маршруту двумерного и одновременно трехмерного пространства знака-лабиринта. Если чаще менять угол зрения, использовать свой глаз как сложный оптический прибор, то тогда точно можно увидеть как знак 2000 распадается на четыре квадрата (в трех из которых заключены еще 4 черных и три белых квадрата), как затем эти геометрические фигуры превращаются в объемные (выпуклые и вогнутые) пирамиды, а если глаз еще и прищурить, то в меандровом знаке 2000 можно рассмотреть и орнамент из трех квадратиков размеров поменьше (с вертикальными полосками). расположенных под углом 45. Метафора антилабиринта (лабиринта без выхода) используется Эркеном в антифашистком плакате The end (5), где петляющая линия пути преобразуется в свастику

Нет выхода, не может быть посвящения в тайну, нет наград за преодоление пути, если этот путь ведет к фашизму.

А в проекте гарнитуры с изменяемой тональностью Online (4) Эркен использует лабиринт, моделирующий стохастический растр. Вдруг из лабиринтных петель, крючочков и линий разных толщин появляется едва различимый текст - "Родченко", ясность прочтения которого усиливается с каждым последующим вариантом написания. Так называемый- эффект растровой растяжки.

Любая работа Эркена обязательно содержит визуальный каламбур, скрытый смысл. В любой есть сюрприз, подарок или открытие (можно называть как угодно) для пытливого глаза. В знаке для компании Prointer, предлагающей шторы и жалюзи (16), можно разглядеть образующие буквицу Р солнышко и жалюзи, в лабиринтных кубиках (21) - логотип "Дизайн", в знаке для информационного банка (10) - помимо двумерного треугольника из стрелок, указывающих направление информационных потоков, есть и изображение трехмерного объекта - куба (грани которого -наконечники этих стрел)...

Увидит тот, кто хочет видеть. Кто хочет открытий. А сам же Эркен Кагаров говорит: "Для меня самое волнующее и интересное - создать, или проявить уже существующий парадокс, показать неожиданные взаимосвязи, глубину, сложность, красоту и неоднозначность простых и привычных вещей, заново понять и почувствовать удивительное волшебство цвета-пространства, буквы, линии.

Хотелось бы создать "живую" надпись или знак, который бы продолжал изменяться уже без вмешательства извне, пронизывал бы плоскость, на которую нанесен, смещал и переворачивал привычные представления. Наверное, это возможно, только, если сохранить удивление и восторг, как у ребенка, который впервые замечает, что рождественские окна похожи на разноцветные леденцы, и замирает перед непостижимостью мира".