Компания Публикации Брендинг Креатив Дизайн Архив Живой журнал
Карта сайта
Главная / Публикации / Архив публикаций / 2003 / Май / 15.05.2003
Новости
Архив новостей
Подписка на новости
Публикации
Архив публикаций
TXT&JPG

Архив публикаций

15.05.2003

Александр ШАТАЛОВ Журнал "Штаб-квартира", май 2003

Публикация в журнале

Публикация в журнале

Единица измерения

Журнал "Штаб-квартира", май 2003
Текст: Александр Шаталов

"МНЕ ВСЕГДА ХОТЕЛОСЬ ДОБИТЬСЯ ТАКОГО РЕЗУЛЬТАТА В СВОЕЙ ПРОФЕССИИ, ЧТОБЫ ПОСЛЕ ТОГО, КАК Я СДЕЛАЛ НА БУМАГЕ ПОСЛЕДНИЙ, ЗАВЕРШАЮЩИЙ ШТРИХ, РИСУНОК ОЖИВАЛ И СТАНОВИЛСЯ ОБЪЕМНЫМ..." - АРТ-ДИРЕКТОР СТУДИИ "ИМА-ДИЗАЙН" ЭРКЕН КАГАРОВ ТЩАТЕЛЬНО ПОДБИРАЕТ СЛОВА. ЕМУ ВАЖНО, ЧТОБЫ ЕГО ПОНЯЛИ. Я ПЕРЕСПРАШИВАЮ, УТОЧНЯЮ. УЖ БОЛЬНО ЭФЕМЕРНЫМИ ПОНЯТИЯМИ ОН ОПЕРИРУЕТ. ДАЖЕ РИТОРИЧЕСКИМИ. ГДЕ ТЕ КРИТЕРИИ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ, ХОРОША ИЛИ ПЛОХА РАБОТА?

Еще недавно единственным критерием оценки художественного произведения был вкус. Считалось, что художнику достаточно обладать "хорошим вкусом", чтобы у него все получилось. То есть даже в профессиональной среде дизайнеры сознательно культивировали относительность своих мнений: нравится - не нравится или вставляет - не вставляет. А уже сегодня Эркен Катаров объясняет студентам, что у дизайнера вкуса быть не должно. "Вкус - это интуитивное чувство прекрасного, не более того. Для неопытных художников он нередко становится тем костылем, на который они опираются, когда не обладают точными знаниями. Надо владеть всеми возможностями визуального и семантического спектра, чтобы не только правильно сделать работу, но суметь аргументированно обосновать свое решение". Пять лет Эркен преподает в Высшей академической школе графического дизайна. То, что он говорит студентам, какими бы общими слова ни казались, на деле - результат его собственной практики. Среди разработанных в "ИМА-дизайн" решений есть известные, знакомые широкой публике - например, эмблема всероссийской переписи населения. Однако мне казалось важным разобраться не в том, что выполняет студия для заказчика, а в том, что делает собственно Эркен как художник. В каком направлении идет. В 1995 году он придумал открытку для полиграфической фирмы "Линия График". Именно тогда его увлекла работа с линиями, стремление использовать двухмерный рисунок для получения трехмерного изображения. Можно это назвать спецэффектами, или визуальными эффектами, но на деле получаются полоски, орнаменты, то, что Эркен называет "муаром". Чтобы быть точным, напомню: "Муар - плотная шелковая ткань с волнообразными цветовыми переливами" -так определяет это слово словарь русского языка. В другом месте уточняется: "Муар - сорт бумаги с тисненым узором на поверхности; постороннее изображение в виде сетки или волнистых линий на оттиске с автотипного клише при неправильном его изготовлении". Эркен начал использовать муаровый эффект, возникающий при наложении друг на друга нескольких параллельных линий, для получения художественного изображения. Так, на снимке (01) Эркен изображен с непонятной прямоугольной фигурой, состоящей из множества линий. Это образец шрифта, который он разработал для компании РаrаТуре. Любопытен снимок тем, что шрифт в оригинале напечатан на прозрачной пленке, а сам Эркен одет в полосатый свитер. В том месте, где полоски свитера совпадают с полосками шрифта, начинается муаровое свечение. Снимок оживает. Кажется, что сердце в груди художника начинает нервно пульсировать. Увлекшись возможностями этого эффекта, Эркен разработал специальные шрифты и даже объекты, внешне похожие на макеты лабиринтов, предназначенных для каких-нибудь "тараканьих бегов". Сначала новые шрифты получались только квадратными, позже удалось добиться кривых линий, кругов и т. п. Сегодня он придумывает и другие любопытные эффекты. На серебряную бумагу наносится большое количество точек. Под определенным углом возникает один орнамент или надпись, если повернуть лист - рисунок меняется. Спрашиваю: что модно сегодня в дизайне? Почему именно 70-е? "Модно - это не страшно. Художники апеллируют к семидесятым потому, что отражают устремление общества. Ведь многие не принимают сегодняшнего дня с его агрессивным прагматизмом и социальными конфликтами. Отсюда и желание "бежать" в прошлое - те же семидесятые, или в будущее, какую-нибудь фантастику. Эти ощущения находят отражение и в графических разработках". Эркен утверждает, что даже если современные художники начинают активно использовать в работах символику тех же 70-х годов, всегда будет ощущаться стиль, почерк автора. Это и хорошо и плохо. Например, в конкурсной эмблеме выставки ЭКСПО-2010 он использовал несколько цветных ярких пятен, в просторечии - "огурцов", пространство между которыми превращается в фигуру бегущего человека. "Когда я раскрасил их в разные цвета, то понял, что нарисовал тюбетейку, то есть то, что хорошо знаю с детства". Он родился в Ташкенте в семье художников, окончил театрально-художественный институт. Так что будущая профессия Эркена Кагарова была предопределена. "В отличие от отца я не брал в руки кисть и не занимаюсь живописью...". И еще одна проблема отечественного дизайна. Вечная. Она связана с тем, что кириллица, на которой мы пишем, гораздо менее гибкий шрифт, чем латиница. Она ограничивает возможности художника - получается некий забор из вертикальных линий. Опытный дизайнер может использовать эту особенность, превращая ее в отличие. Но с латиницей работать всегда легче, поэтому 99 процентов начинающих дизайнеров предпочитают делать логотипы именно с помощью латиницы. Когда-то в Корее говорили по-корейски, но писали китайскими иероглифами. И тогда один из императоров написал специальный трактат о необходимости создания своей письменности. Он сам ее и разработал. Например, гласные на корейском пишутся не так, как согласные, звонкие имеют форму, помогающую их произношению, и т. д. Каждый знак несет в себе определенный философский смысл. Спустя столетия, может быть, и наша родная кириллица настолько изменится, что станет образцом восхищения и подражания для других народов. Остается только немного подождать.