Компания Публикации Брендинг Креатив Дизайн Архив Живой журнал
Карта сайта
Главная / Публикации / Архив публикаций / 2002 / Ноябрь / 08.11.2002
Новости
Архив новостей
Подписка на новости
Публикации
Архив публикаций
TXT&JPG

Архив публикаций

08.11.2002

Алла ЕРЕМИНА "Московский комсомолец", ноябрь 2002

Сорок раз про любовь

Эркен Кагаров: "Дизайн - это возможность сделать мир лучше"

Август 1991 года. Смутное время. Студент Эркен Кагаров вышел на центральную площадь города Ташкента с серией антипутчевских плакатов, нарисованных им самим буквально за одну ночь. За что провел 9 суток в КПЗ. Сейчас, в архиве МВД Узбекистана, надежно хранится коллекция плакатов одного из самых именитых дизайнеров города Москвы. Эркен не просто известный дизайнер, он Академик графического дизайна, участник международных акций, выставок и биеннале. Все, к чему он прикасается, от открытки до выставочного центра, - завораживает и оживает.

- Действительно, я сделал пять плакатов на злобу дня: плакаты против временного правительства. Интересно, что самый фигурирующий в деле плакат был мной не доделан и не показан! В начале перестройки я купил флаг СССР с серпом и молотом. Когда начался путч появилась идея сделать плакатом настоящий флаг. Раз новое правительство у нас временное и пиратское, значит и флаг должен быть пиратским. Поэтому на красном фоне нарисовал череп с костями, слоган (подпись) решил придумать по дороге. Он так и лежал в пакете не тронутый - его-то милиционер и обнаружил... Получилось очень забавно. Милиция не могла найти статью, по которой можно меня наказать (маленкий комментарий - предполагалась статья "за осквернение гос. символов СССР" - до пяти лет лишения свободы, но в день суда ГКЧП рухнуло...). В результате пришили статью за хулиганство. И отправили меня сидеть не в КПЗ, а в подвал Главного Управления Внутренних Дел Узбекистана. Дело закрыли быстро, но решили для острастки подержать несколько дней. Сейчас я бы несколько раз подумал, прежде, чем такое сделать. Зато единственный раз в жизни почувствовал себя настоящим героем. Через какое-то время я появился в институте, из которого меня хотели отчислить. Но зато девушки на меня смотрели влюбленными глазами.

- Где ты учился?

- В Ташкенте. В театрально - художественном институте, отделение "Кафедра промышленной графики и упаковки". Сейчас он называется как-то по другому. Тогда слово дизайн, как официально утвержденное понятие, не существовало.

- Кого ты считаешь своими учителями в дизайне? В принципе доперестроечное время ассоциируется со словами "Летайте самолетами Аэрофлота" и "Храните деньги в сберегательной кассе".

- Ну, это не совсем так. Уже в то время были дизайнеры. В стране выпускался практически один журнал, где появлялись графические работы Жукова, Трофимова, Акопова, Гусейнова, Добровинского. Они произвели на меня большое впечатление. Просто потрясли. Продолжать этот ряд можно еще долго.

- Почему ты занялся именно графическим дизайном, а не пошел оформителем сцены в театре, например?

- Кто застал жизнь в союзе, помнит, что вокруг все было страшно, уродливо и уныло. Например: жуткая советская упаковка. Когда можно сделать хорошо, и это принесет радость, да еще за это можно получить кусочек денег... Раньше всех, кто выпускал продукцию, в обязательном порядке заставляли делать фирменный знак и дизайн упаковки. А заказчику это было не нужно, их задача - просто выполнить план. А будет продаваться, не будет, это их не волновало. Я думал что буду безымянным героем, который борется с невежественным заказчиком, которому ничего не надо.

- Хотелось выделиться из серой массы людей?

- Не то, что бы хотелось выделиться. Я был готов к этой работе. А потом все так неожиданно повернулось: перестройка-революция, изменение строя в Советском Союзе. Все произошло как будто специально для меня, чтобы я мог работать и зарабатывать.

- Дизайн для тебя - прежде всего деньги?

- Это возможность сделать окружающий мир лучше. Деньги могут испортить человека, но отсутствие денег портит еще сильнее и страшнее. Деньги - это не самоцель. Много раз, и все про любовь.

- Мне очень хорошо запомнилась твоя выставка "40 раз про любовь". Каковы мотивы ее создания? Любовь к женщинам?

- Если точно, то она называется "All You Need Is Love" по названию битловской песни. И работ там было около 70. Конечно, романтическая история здесь имела место, но начало почти прозаическое. Я напевал про себя эту песню, а поскольку слов английских не знал, то пел в основном припев. Сидя на занятиях в институте, а учился я тогда мало, всегда рисовал в конце тетрадки. На первых страницах лекции, а на последних - рисунки, чаще всего последняя часть тетради была исписана больше. Рисовал разные логотипы. В основном "лав, лав": пары из них получались забавные - какие-то предметы и взаимосвязи. Я подумал: интересно - а сколько можно сделать разных вариантов? И стал уже целенаправленно их делать. А вообще, конечно, была любовь... Эту работу я сделал и посвятил любимой девушке.

- А почему ты не выпустишь их в виде открыток - сейчас это пользуется популярностью?

- Когда-то давно был план, я думал сделать большие плакаты. Ко дню святого Валентина, но что-то не собрался. А несколько пар картинок все таки вышло.

- Почему именно сорок раз про любовь?

- Сейчас их даже больше, 100-120. Это просто какое-то количество. Все что тебе нужно это любовь.

- А вот на полуобнаженное фото в журнале, что тебя сподвигло? Тоже любовь?

- Что сподвигло? Пьяный был. Подходит Петя Банков и говорит: "Эркен, есть идея! В западных дизайнерских журналах печатают фотографии разных звезд, и у нас есть свои звезды. И мы решили - напечатаем обложки с нашими дизайнерами. Чтоб всем было веселее, пусть будут обнаженные натуры. Ты будешь участвовать?" Я поскольку был выпивший, но не очень, конечно сказал "Да". Приехали к фотографу, и я подумал: "Боже мой, зачем я на это согласился?". Потом было много случаев, когда приехав в другой город или даже страну, на выставку, совершенно незнакомые мне люди знают меня! И ведь запомнили!

- Раз уж тебя пригласили по пьяни сняться в журнале - как у тебя обстоят дела с алкоголем?

- Я могу сказать так - я очень люблю выпить. Но с каждым годом пить получается все меньше и меньше. Есть у нас студийная легенда. Когда еще мы только начинали работать в маленькой комнатушке, мы сидели выпивали и мечтали, что у нас будет большое помещение и там обязательно должен быть бар. Мы бы каждый раз подходили к нему и наливали себе выпить. А потом мы подумали - что же у нас будет в баре, если мы все это выпьем? Прошло время. У нас своя студия. А бара нет. Но когда я несколько дней назад подошел к холодильнику, то увидел, что там стоит много разных напитков, но как ни странно - их никто не пьет.

- Нет времени?

- Раньше тоже не было времени. Просто само время изменилось. Жалко, но так, как в молодости - мы уже никогда так веселиться и пить не будем.

- А интересные идеи в такой тусовке у тебя рождались?

- Бывают, хотя чаще это связано с креативной идеей или слоганом. Например: для акции плакатов "Пора на юг". Спускаясь в метро по эскалатору, я увидел знаки: не сидеть на ступеньках, не забывайте свои вещи. В результате сделал такой перечеркнутый зонтик - пора на юг, на отдых, к солнцу.

- Над чем тебе легче работать - над плакатом или пиктограммой?

- Пиктограммы - это область визуальных коммуникаций. Их мало кто заказывает. В детстве я думал, что знаки и пиктограммы - это и есть настоящий дизайн. Делал их в огромном количестве. А так, все области дизайна мне интересны все жанры.

Любовь с третьего взгляда

- Ты считаешь себя успешным человеком?

- Мне повезло - я нашел свою профессию. Когда в Ташкенте я сидел в КПЗ, сокамерники спросили "Кем работаешь?", я ответил "Дизайнером". "А кто это такой?" "Портвейн "Жасорат" пьете?" (в переводе на русский - "герой"). "Пьем!" "Этикетку к нему я сделал!" Меня сразу зауважали и всё поняли...

- Твоя известность не мешает знакомиться с девушками?

- Когда мы с невестой Сашей (теперь женой) поехали в Ташкент, я не успел познакомиться с ее родителями. Они, волнуясь за дочь поинтересовались, с кем она уезжает на такое длительное время. Саша показала им фото на обложке журнала. Мама сразу заплакала и наверно подумала: "Ну вот... Выбрала себе в мужья мальчика с обложки!". Она еще не знала, что я - дизайнер... Да и вообще, я со своей женой три раза знакомился.

- Любовь с первого взгляда?

- Нет, с третьего. Я пытался за ней поухаживать на вечеринках, после которых ничего не помнишь. В третий раз она не выдержала и сказала, что до этого мы уже общались. И я подумал - это судьба.

- А предложение...

- И предложение ей делал два раза. О первом разе я как-то забыл - заработался... Она на оба дала согласие. Правда долго потом смеялась.

- Семейная жизнь не мешает работе?

- Не знаю - мы же работает в одной области. И даже когда готовились к моей выставке - цемент вместе мешали... Единственное, тяжело если рабочие вопросы решаются дома.

- В принципе, ты всего уже в жизни добился. Какие у тебя планы в дальнейшем?

- Хочу обеспечить себе безбедную старость. А лет так в 60 заняться музыкой.

Алла ЕРЕМИНА
"Московский комсомолец", ноябрь 2002