Компания Публикации Брендинг Креатив Дизайн Архив Живой журнал
Карта сайта
Главная / Публикации / Архив публикаций / 1999 / Март / 26.03.1999
Новости
Архив новостей
Подписка на новости
Публикации
Архив публикаций
1999
Март
26.03.1999
Новости полиграфии
TXT&JPG

Архив публикаций

26.03.1999

Анастасия РОГАЧЕВА. Журнал "Новости полиграфии" 3 (83) 1999

Статья в журнале

Новости полиграфии

Эркен Кагаров - член Союза дизайнеров России, арт-директор студии "ИМА-дизайн", которая получила признание благодаря работам в области графического дизайна, проведению корректировок фирменных стилей, созданию рекламной продукции и концепций рекламных кампаний. Среди клиентов этой студии -Ассоциация рекламных агентств России, Партия Российского Единства и Согласия, Российская Ассоциация Директ Маркетинга, Росвооружение, Xerox, Pepsi-Cola, Coca-Cola, Beeline, Альфа-Капитал и многие другие. Продукция дизайн-студий не персонифицирована, тем более интересно узнать, чей труд стоит за красивой этикеткой или рекламным плакатом.

"Н.П." - Расскажите, пожалуйста, об истории создания и становлении студии.

Э.К. - История была такова: в 1993 году я работал дизайнером-графиком в рекламном агентстве "Грэйтис", возникшая там кризисная ситуация вынудила многих уйти, и у нас зародилась идея создания новой дизайн-студии. Мы начинали с совсем небольших заказов, а сегодня занимаемся графическим дизайном во всех его проявлениях, выставочным, интерьерным дизайном, изданием полиграфической продукции (упаковка, буклеты), созданием рекламы для средств массовой информации. Студия является членом Ассоциации "ИМА-пресс".

"Н.П." - А как ваша студия существует сегодня, в условиях кризиса? Ведь не секрет, что многие фирмы сократили бюджет, предназначенный на рекламные кампании.

Э.К. - У нас достаточно опыта во всех направлениях дизайна и создано имя. Выполнение заказов по строительству рекламных выставочных стендов - очень дорогостоящий процесс, немногие фирмы могут себе сейчас это позволить. Однако увеличилось количество заказов по дизайну упаковки, так как многие предприятия пищевой промышленности расширяют свое производство. Мы уже создали новую торговую марку одной из фирм, работаем над другой и планируем разработку дизайна рекламной поддержки.

"Н.П." - В функции арт-директора, как я понимаю, входит разработка стиля студии. Не подавляете ли Вы творческую инициативу работающих у Вас дизайнеров?

Э.К. - Ни один начальник не может сказать, что он никогда никого ни в чем не подавлял. Возникают ситуации, в которых мне, как арт-директору, приходится говорить: "Это должно быть так и это надо сделать сейчас", потому что я принимаю решение, обеспечивающее быстрое и качественное выполнение заказа. Тем не менее любой дизайнер студии подтвердит, что он доверяет мне, моему мнению. Арт-директор оказывает влияние на творческую политику фирмы и определяет ее, то есть, с одной стороны, я занят некоторой идеологией в данном случае дизайнерской работы, с другой - в процессе обсуждения той или иной проблемы должен найти оптимальное решение для всех. Но есть и другой блок обязанностей - организация самой работы, ведь в процессе создания нашей продукции участвуют не только дизайнеры, но и копирайтеры, и фотографы, и иллюстраторы. При этом мне необходимо выстроить всю цепочку так, чтобы соблюсти сроки исполнения заказа на каждой промежуточной стадии. Еще одна часть моей работы - это работа с клиентом, при этом надо понять суть проблемы, с которой он приходит. Если возникает непонимание в работе с ним, необходимо попытаться найти выход. Затем вырабатывается стратегия выполнения заказа.

"Н.П." - Возникают ли конфликты между арт-директором и художниками, и если да, то как Вы их разрешаете?

Э.К. - Как ни странно, конфликты практически не возникают. Я иногда позволяю себе более жесткий тон, но всегда готов признать свою неправоту, если позиция оппонента аргументирована. По опыту знаю, что люди, успешно работающие вместе, многое друг другу прощают, потому что работают в одном направлении, исповедуя одни и те же принципы.

"Н.П." - Какой жанр и стиль в дизайне Вам ближе?

Э.К. - Если говорить о работах, связанных с конкретной задачей, допустим с рекламой или упаковкой, то, естественно, сам жанр выбирается в зависимости от цели. Если брать авторский дизайн, арт-дизайн, то мне ближе такие камерные, стремящиеся к полузнаку жанры - небольшие визуальные высказывания. Работа, которая открывала бы какие-то неизвестные стороны известных вещей. Самое главное в работе - не навороченность, а мысль, которую ты, как автор, хотел бы донести.

"Н.П." - Расскажите, пожалуйста, о себе. Где Вы учились, кто оказал на Вас наибольшее влияние?

Э.К. - Я родился в Ташкенте в семье художников: мама занималась живописью, графикой, была художником по костюмам. Папу привлекала графика, он занимался оформлением книг, а в последнее время - живописью. Как, наверное, любой сын художников, я пошел по их стопам - поступил в Республиканское художественное училище им. П.П.Бенькова. Так "совершенно случайно" я нашел свою профессию и понял, что это то, ради чего стоит жить. В училище была дана хорошая общехудожественная подготовка, которая помогла окрепнуть профессионально. Хочется вспомнить преподавателя В.В.Иванченко, человека, которого мы просто любили. Затем был Ташкентский государственный институт искусств им. Маннона Уйгура, который я закончил по специальности "Промграфика и упаковка". Познание профессии происходило и в работе с книгой, журналом, знакомстве с произведениями интересных мне дизайнеров: Аникста, Троянкера, Акопова, Чайки и других. Еще один человек оказал на меня большое влияние - это Энгель Исхаков. Однако в то время было очень мало людей, которые могли бы рассказать, например, про основы структурной композиции, дающей понимание конструктивных возможностей в работе.

"Н.П." - И все-таки, как произошел выбор профессии дизайнера?

Э.К. - Если вспомнить упаковку и рекламу, допустим до 1978 года, - это были вялые, скучные, банальные, убогие работы. У меня было чувство, что я смогу это сделать лучше. А потом, когда я окунулся в профессию, узнал, что есть люди, которые делают это не только хорошо, а просто гениально. Может быть, поэтому я взялся составить и издать "Альбом графического дизайна" в 1991 году.

Я могу сказать, что приятно выбрать такую профессию, в которой можно быть неизвестным героем.

"Н.П." - Профессиональные выставки-конкурсы являются своеобразным индикатором достигнутого художником. В каких из них Вы участвовали?

Э.К. - Начало было положено еще в Ташкенте: я выиграл в конкурсе на знак для Союза молодежи Узбекистана. Были другие конкурсы, в которых я участвовал и что-то выигрывал. Если говорить о московской жизни - частично я выступал самостоятельно, иногда совместно со студией. Мы не всегда получали первые места, но всегда становились лауреатами. Так, мы удостоились призовых мест на выставках-конкурсах, проводимых ассоциацией "Золотая пчела", "Лучшие визитные карточки России'97", "Лучшие дизайнерские открытки России'98", "Лучшие календари России'98", а также на выставке-конкурсе "Дизайн" в 1993, 1996, 1997, 1998 годах, VII Московском Международном фестивале рекламы. Нам был присужден диплом в номинации "Знаки и логотипы" на Международной биеннале графического дизайна "Золотая пчела'96". Наши работы экспонировались на Первой Всемирной биеннале знаков и логотипов в Остенде. Но получая награды, каждый из нас понимает, что это не единственное, для чего нужно работать, это не самоцель.

"Н.П." - Какими свойствами характера должен обладать человек, чтобы стать профессионалом в вашей профессии?

Э.К. - Это сложно сказать. Я бы на первое место поставил интерес к профессии, который не угасает с годами, с опытом, с возникающими трудностями в жизни. Если этот интерес сохраняется и остается вера в то, что существуют некие этические профессиональные принципы, которые делают эту профессию способной влиять на людей и жизнь, то все не зря.

Верить и пытаться - если есть эта внутренняя потребность и желание, то всего можно добиться.