Компания Публикации Брендинг Креатив Дизайн Архив Живой журнал
Карта сайта
Главная / Публикации / Архив публикаций / 2005 / Сентябрь / 26.09.2005
Новости
Архив новостей
Подписка на новости
Публикации
Архив публикаций
TXT&JPG

Архив публикаций

26.09.2005

Текст для журнала Pakkograf. Эркен Кагаров, арт-директор ИМА-дизайн, Москва

Железное золото. Особенности и возможности дизайна на основе алюминия

Эта статья не для технологов, она, скорее, для дизайнеров. Сразу скажу, что здесь речь не пойдет об использовании именно алюминия. Краски и другие материалы, которые принято назвать «серебряными» или «золотыми» часто делают на основе алюминиевой пудры, но у этих предметов бывают и другие основы. Так что, упоминаемые в статье, «алюминиевые» краски специалист мог бы назвать иначе. Однако, у всех этих разных материалов (металлизированные краски, бумага, фольга) и технологий их реализации есть общее, что их объединяет – эффектные выразительные свойства, широкая сфера применения, «популярность в народе».

Основные области, в которых используются металлизированные материалы.

Области применения можно разделить на две условные группы. В первой металлизированный материал используется, прежде всего, по своим технологическим или гигиеническим свойствам, и выбирает его не дизайнер, а технолог или экономист. Это, например, пакетики с чипсами или с другими закусками, где материал упаковки - многослойные полимеры с металлизированным слоем или покрытием. Это - алюминиевые банки. Без металлических крышек (колпачков) трудно представить полку с продуктами в стеклянных бутылочках (илл.16-17).

Во вторую группу можно отнести случаи, где присутствие «железа» оправдано маркетинговыми, рекламными причинами. Это - бумаги и картоны с металлизированной поверхностью – большинство пивных этикеток печатается именно на такой основе. Металлизированная фольга (окрашенная и неокрашенная) для тиснения, которое часто применяется в презентационной полиграфической продукции и упаковке (илл.1-2). Как и голографическая фольга, которая, к тому же используется для защитной маркировки и металлизированные краски (илл.6-7), краски или лаки, содержащие металлические крупицы.

Оптические и декоративные свойства металлизированных поверхностей.

Важная задача при создании упаковки – сделать ее, как говорят заказчики, «яркой» (полиграфисты скорее скажут «контрастной»). Одна из главных характеристик любой графической работы – тоновой диапазон. То есть, чем светлее самое светлое место и темнее самое темное, тем тоновой диапазон больше, следовательно, контраст сильнее. Поскольку основное качество металлизированных поверхностей - высокие светоотражающие свойства, - они идеально подходят для решения этой задачи. Используя «зеркальную» основу для дизайна мы можем увеличить контраст, ведь металлизированная поверхность - самое темное (в тенях) и самое светлое (на свету) место на упаковке (илл.3).

Еще одна из характеристик металлических поверхностей – отражения. Даже при небольшом фольгированном элементе дизайна, например, вытисненном логотипе, при попадании на него света переливаются, меняются местами светлые и темные участки. Создается иллюзия движения, которая активно привлекает внимание любого человека, даже смотрящего в сторону, ведь у людей края сетчатки воспринимают только движущиеся объекты. Эта иллюзия возникает, когда перемещается наблюдатель или движется (например, вращается) сам объект. Кроме того, наш взгляд могут привлечь блики отраженного света. Вспомните, какими заметными и навязчивыми могут быть «солнечные зайчики», особенно если светят нам в лицо! А при большой площади фольгирования можно сделать буквально «зеркальную» поверхность, в которой может отражаться окружение товара или, допустим, покупатель (илл.18). Ясно, что упаковки с эффектами такого рода будут более заметны в общем ряду (илл.11).

Можно создать очень интересный пластический образ, если расположить рядом блестящие и матовые металлизированные поверхности. Такой эффект достигается различными способами. Например, печатать «серебряной» краской на глянцевой фольге, делать тиснение матовой фольгой на «зеркальной» бумаге или глянцевой на металлизированной тонированной в массе (матовой по свойствам). Того же результата можно добиться, используя матовые или глянцевые лаки на противоположной по характеристикам бумаге или пленке.

Технологические особенности использования металлизированных поверхностей.

«Золотая», «серебряная», «бронзовая» - для металлизированных цветов существует множество названий. Однако в реальности, поскольку не всегда есть экономическая возможность использовать большое количество смесевых красок, стоит всегда учитывать то, что в основе «металлика» любого оттенка лежит бесцветная (или «серебряная») краска (или покрытие). Для имитации «цветного металла» - достаточно нанести прозрачные или полупрозрачные краски на неокрашенную металлизированную поверхность (пусть это будет даже фольга после тиснения). Таким образом, можно получить хоть «красную бронзу», хоть «зеленый закат солнца» (илл.12-13).  В том случае, если печать производится не на фольге, а на обычной бумаге или пленке можно использовать металлизированную краску в качестве подкладки для обычных (илл.8).

Использование сочетания матовой и глянцевой (блестящей) поверхностей.

При печати на металлизированных поверхностях возникает одна проблема. Бликующая основа привлекает внимание, но мешает восприятию изображений и текстов. Поэтому в качестве подложки для основных коммуникационных элементов упаковки используется белая кроющая краска.  Часто в дизайне ее совсем не видно, в этих случаях она выполняет только техническую роль. Но возможно и более активное ее использование - в качестве рисующего контура (илл.4, 13).

Подготовка к печати с помощью каталогов.

Одна из характеристик металлизированных поверхностей это изменчивость их тона и цвета. В зависимости от освещения «золотая» краска может быть «светло-золотой», «темно-золотой», «красно-золотой» и т. д. Поэтому для прогнозируемого и корректного воспроизведения в тираже стоит использовать специальные каталоги металлизированных красок. Существуют также каталоги стандартных цветов Pantone отпечатанные на металлизированой фольге с подкладой и без белил. (илл.20).

Возможности полиграфического получения стереографического изображения на металлизированных поверхностях

Известен интересный эффект: в зависимости от освещения светлая надпись на темном металлическом фоне может выглядеть выворотной, как темная на светлом. На этом принципе основана технология получения стереографических изображений. Ее использование на металлизированных поверхностях или при печати металлизированными красками позволяет реализовать в упаковке и полиграфической продукции следующие возможности:

а. Эффект смены изображения. (илл.9, 19).

б. Эффект движения.

в. Эффект инверсии тона изображения.

Эти эффекты привлекают внимание и способны акцентировать его на продукте.

Иллюстрации (пока только подписи:(

Тиснение алюминиевой фольгой

(илл.1) ТМ "Фанагория". Черный лекарь. Дизайн марки. Этикетка.

Основная характеристика металлизированных поверхностей - высокие светоотражающие свойства. Они привлекают внимание и «облагораживают» недорогие продукты.

Тиснение «серебряной» металлизированной фольгой, печать металлизированной «бронзовой» краской.

(илл.2) ТМ "Фанагория". Бальзам. Дизайн марки. Этикетка.

(илл.3) ТМ Contex. BlackRose. Дизайн логотипа. Упаковка.

Большая площадь тиснения фольгой значительно увеличивает тоновой диапазон упаковки и ярко контрастирует с темным фоном.

Печать на алюминиевых и жестяных банках

(илл.4) ТМ Jet. Упаковка. Дизайн логотипа. Алюминиевая банка для слабоалкогольного напитка.

Использование белой кроющей краски в качестве подкладки и в качестве рисующего контура. Образ этой упаковки, которая сделана специально для первой презентации марки Jet на авиакосмическом салоне в Жуковском, подчеркнуто технократичен. Материал банки – алюминий – оставлен, в основном, незапечатанным. Печать флексографией в три краски.

(илл.5) ТМ "Бомонд". Торговая марка и оформление серии упаковок чая.

Печать металлизированными красками

(илл.6) ТМ Neo. Торговая марка и оформление серии молочных продуктов.

Торговая марка Neo компании Вимм-Билль-Данн – это различные серии инновационных продуктов для современных активных людей. В дизайне для молочной линейки 2Bio используется металлизированная «серебряная» краска для создания образа высокотехнологичного продукта «космических» технологий. Яркий светло-зеленый цвет информирует о натуральности и свежести. Флексопечать на термоусадочной пленке в 6 красок.

(илл.7) ТМ "Бомонд". Торговая марка и оформление серии упаковок чая.

Дизайн упаковки с использованием металлизированной «бронзовой» краски. Используется для придания продукту более высокого статуса, облагораживает недорогой материал.

(илл.8) ТМ Luxoil. Нейминг. Дизайн марки. Этикетка.

При разработке дизайна этикеток стояла задача приблизить их цвет к «перламутровому» цвету канистр. Для достижения эффекта «перламутра» при печати на белой самоклеющейся пленке, мы использовали металлизированную краску в качестве подкладки для смесевых.

(илл.9) ТМ Meijin. Дизайн марки. Упаковка. Стиль. Полиграфическая продукция.

Упаковка из гофрокартона. Недорогой материал стал выглядеть представительно благодаря сочетанию с серебром. Печать металлизированной краской по темно-синей позволила создать эффект изменения изображения: в зависимости от изменения освещения внутри рисунка появляются и исчезают волшебные муары.

(илл.10) ТМ Infinet. Упаковка.

Для создания образа современного высокотехнологичного продукта (беспроводной роутер стандарта WiMax) используется печать смесевыми цветными металлизированными красками.

Печать на металлизированной фольге

(илл.11) ТМ J-7. Редизайн марки. Дизайн серии упаковок.

Основной задачей данной работы было обновление дизайна известной марки соков и нектаров. Необходимо было сохранить все основные графические элементы, но визуально «освежить» упаковку. Отражающие свойства металлизированной поверхности привлекают внимание и «подогревают» интерес к традиционному продукту. Частичная запечатка фона кроющими белилами позволяет сохранить насыщенность и контрастность изображениям фруктов и ягод. Флексопечать в 6 красок.

(илл.12) J-7 Exotic. Дизайн марки. Серия упаковок .

Частичная запечатка кроющими белилами. Имитация «золота» печатью желтой и пурпурной краской по фольгированному картону. Флексография в 7 красок.

(илл.13) ТМ Avel. Дизайн упаковок.

Использование белой кроющей краски в качестве подкладки и в качестве рисующего контура.

Использование прозрачной желто-оранжевой краски для имитации «золота» на крышке.

Печать в четыре краски.

(илл.14) ТМ Vitafit. Фруежик. Нейминг. Дизайн марки. Упаковка.

Здесь все совсем по-другому. Крышечка на стаканчике из фольги, но ее не видно, она выполняет только упаковочную функцию. Дело в том, что для создания образа «недорогого йогурта для детей и родителей с детьми» металлизированные элементы были попросту не нужны. Поэтому всю «красоту» пришлось сначала запечатать сплошной подкладкой - белой кроющей краской, а уже сверху четырьмя триадными воспроизводить все изображение.

(илл.15) ТМ Старая башня. Нейминг. Дизайн марки. Этикетка.

Частичная запечатка подложки кроющими белилами позволяет усилить различимость важных элементов этикетки. Без белил под логотипом этот элемент мог бы исчезать, сливаться с фоном, в местах бликов или в тенях.

Печать в пять красок на фольге.

Печать на алюминиевых колпачках

(илл.16) ТМ Напитки из Черноголовки. Дизайн марки. Редизайн серии этикеток (на заднем плане дизайн до корректировки).

При создании зонтичной марки для безалкогольных напитков важно было сохранить привычную композицию и цветовую гамму самых популярных из них. Поэтому марка размещена на кольеретке, а по цвету всегда разная – черная на «Байкале», зеленая на «Тархуне» и т.п. Единственный цвет, который не меняется, это металлизированная «бронзовая» краска. Она усиливает концепцию «традиционных» напитков, подчеркивает образ линейки продуктов премиум класса.

Для имитации «золота» на колпачке использована запечатка бесцветной металлической крышки прозрачной желтой краской.

(илл.17) ТМ Медведь. Дизайн марки. Дизайн упаковки. Этикетка.

Упаковка и этикетка.

В этикетке применена металлизированная фольга для тиснения. На боковой части колпачка - печать бронзовой краской.

Печать на металлизированной бумаге и картоне.

(илл.18) ТМ Норильский никель. Дизайн открытки.

Открытка на металлизированном картоне.

Тиснение обычной и голографической фольгой, использование отражающих свойств металлизированных поверхностей.

Стереография

(илл.19 а, б, в) ТМ Норильский никель. Дизайн открытки.

Стереографическое изображение на металлизированных поверхностях (эффект смены изображения). Использование сочетания матовой и глянцевой (блестящей) поверхностей. Вкладыш из металлизированной кальки. Открытка на металлизированном картоне.

(илл.20) Каталоги печати на металлических поверхностях и металлизированными красками наши большие помощники в работе:)