Компания Публикации Брендинг Креатив Дизайн Архив Живой журнал
Карта сайта
Главная / Публикации / Архив публикаций / 2006 / Июль / 03.07.2006
Новости
Архив новостей
Подписка на новости
Публикации
Архив публикаций
TXT&JPG

Архив публикаций

03.07.2006

Эркен Кагаров.
Статья для журнала Smart Money №16, 3 июля 2006 г. Авторская редакция. 

Знак России

Существует мнение: то, что не обозначено - словом, знаком или звуком – не существует. Не существует, по крайней мере, в нашем сознании. Каждую страну представляют ее видимые и слышимые атрибуты – герб, флаг, гимн. Сейчас широко обсуждается тема знака Российской национальной валюты – знака рубля. Несколько лет назад, Петр Банков предложил, а клуб профессиональных дизайнеров графиков «Портфелио» организовал, конкурс на этот символ, и я рад, что эта тема получила сегодня развитие. Есть и другие визуально ощутимые эмблемы разных стран и городов. Их узнаваемые силуэты и цвета знают многие люди в мире. Непарные итальянские сапоги, стройные ножки парижской Эйфелевой башни или искушающее яблоко Нью-Йорка стали своего рода активами, работающими на повышение стоимости бренда города или страны. А изобретенный Милтоном Глейзером слоган INY стал родоначальником множества аналогичных графическо-текстовых конструкций.

Однако есть и буквально логотипы стран, которым находится важное коммерческое применение. Большинство рекламных сообщений, зазывающих нас на курорт, кроме марки компании-туроператора позволяет увидеть еще одну. Кипр, Турция, Греция, Болгария, Испания… Любой из этих логотипов поддерживает образ комфортного и беззаботного отдыха, рассказывает о культурных или исторических ценностях, каждым своим появлением напоминает о стране происхождения. Их создание, чаще всего, плод работы национальных комитетов по развитию туризма или экономики. Кроме того, заказ на такую работу выполняют ассоциаций компаний, заинтересованных в увеличении количества туристов: отелей, музеев, перевозчиков.

Мы живем в эпоху брендинга. Крупные, экономически развитые страны давно озаботились созданием собственных марок, другие – взялись за это недавно. Только за последние полгода появились свои символы у Молдавии (солнце, гроздь винограда), Чехии (комиксовые «пузырьки» с текстами или картинками внутри), Таллина (силуэт Старого города в виде звуковой волны).

Россия - не исключение. Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям проводит конкурс «Туристический бренд Псковской области». К сожалению, поступившие работы отличает крайне любительский уровень. Для брендинга Калининградской области губернатор Георгий Боос утвердил сразу три логотипа – решение спорное, ведь марка должна быть идентификатором: принципы здесь те же самые, что и в визуальной коммуникации любых продуктов или услуг. А это значит - либо нужно будет потратить на продвижение в три раза больше денег и времени, либо каждый из символов будет в три раза меньше известен (а значит, и менее эффективен). Свой знак появился у курортов Краснодарского края, обсуждается брендинг Иркутска… Широкая масленица в Москве уже года три - «Широкая масленица®».

Пока мне не удалось где-нибудь повстречать даже упоминание, о том, что существует такой же логотип и у России. Значит, он скоро появится. Должен появиться.

Трудно представить, какой мотив в нем будет реализован. Мы не можем определиться с национальной идеей, а значит, не знаем, что является нашим УТП на глобальном экономическом и туристическом рынке. Но можно представить, какие сюжеты могут в нем использоваться, что мы можем предложить (первое, что приходит мне в голову): березы или матрешка (природа, традиционный народный быт), собор Василия Блаженного (историческое наследие), первый искусственный спутник (символ технического могущества). Или, чур меня, - кремлевская стена или газовая труба? А может быть, это будет чистый логотип, без картинки, шрифтовой, как у Эстонии или Италии? Шутливый, как у Чехии? Важно, чтобы этот символ создавал по-настоящему привлекательный для будущих гостей России образ, эффективно работал на благо страны. И хотелось бы, чтобы знак России был свежим и смелым, живым и остроумным – таким же, как люди, которые здесь живут.