Компания Публикации Брендинг Креатив Дизайн Архив Живой журнал
Карта сайта
Главная / Публикации / Архив публикаций / 2007 / Февраль / 20.02.2007
Новости
Архив новостей
Подписка на новости
Публикации
Архив публикаций
TXT&JPG

Архив публикаций

20.02.2007

Эркен Кагаров. Статья для журнала Smart Money, №6 (47), 2007. Авторская редакция.

Реальный дизайн

Часто при оценке дизайна, говорят - "это очень красиво!". Или - "Это стильно". Используются такие определения как "сделано с хорошим вкусом". Я, лично, считаю, что у дизайнера вкуса быть не должно. Ведь вкус - это интуитивное чувство гармонии. А профессионал должен обладать твердыми знаниями, как эту гармонию построить, как сделать работу, позволяющую решать конкретные задачи. И - не только эстетические.
Если спросить у руководителей российских предприятий, какую пользу дизайн может принести их компаниям, большинство назовет фирменный стиль (или, те, кто попроще - только логотип), упаковку, рекламу. Кто-то вспомнит про промышленный дизайн, дизайн изделий.
А вот можно ли средствами одного только графического дизайна увеличить производительность труда? Сделать проще переход сотрудника на новое рабочее место? И вообще, - навести порядок? Оказывается - да, можно. Причем для этого не обязательно приглашать "модного" дизайнера. Так поступили в корпорации "Тойота", когда, двигаясь по пути кайдзен, решили на каждом столе с инструментами нарисовать "тени" от многочисленных молотков, ключей и отверток, обозначив, таким образом, стандартное место для каждого. А при внедрении этих принципов в некоторых российских компаниях выяснилось, что помимо повышения производительности труда и порядка на рабочих столах, заметно снизилось воровство, ведь отсутствующие детали стали видны сразу, в чем разобраться раньше, среди груды предметов и промасленных тряпок, было невозможно.
Графический дизайн может решать большое количество самых разнообразных задач: сохранять здоровье (крупная и структурированная графика на лекарствах), экономить бумагу (специальные шрифты большой емкости для справочных изданий), уменьшать аварийность и травматизм (дорожные и предупредительные знаки лучшей различимости и внятности), сокращать расход бензина, загрязнение среды и количество дорожных пробок (символ "перед утилизацией сложите пакет"), делать страну или город привлекательными для туристов (эффективные коммуникативные системы ориентации).
Довольно большое количество людей просто не может найти нужную информацию или понять ее. Вы никогда не объясняли бабушке "как проехать до Курской"? Доходит до курьезного: на схеме московского метро под названиями станций по-русски есть латинская транскрипция. Однако нигде больше названия латиницей не используются. Прислушиваться к звуковым объявлениям, и распознавать там незнакомое слово Turgenyevskaya, бессмысленно - то ли это следующая, то ли эта, то ли "поезд проследует без остановки". Иностранным гостям остается одно: прочитать латиницу, сравнить с непонятными иностранными закорючками, запомнить их и искать такие же точно в названиях станций. Вряд ли они порекомендуют такое место знакомым.

Транспортные системы крупных городов нуждаются в интегрированных решениях. Многие думают, что Лондон решил транспортную проблему одним лишь введением платного въезда в центр города. Однако это был целый комплекс мероприятий - от создания выделенных полос для автобусов и велосипедов (для них даже использован асфальт других цветов), соблюдения четкого графика движения (интервалов и временив пути), до массированной пропаганды преимуществ поездок на общественном транспорте перед личным, где все зависит от траффика. На схемах Лондонского метро указаны пересадки на паромы и пригородные поезда, на схемах автобусов - станции метро и паромы. Каждая линия имеет свою цветовую кодировку - как в Московском метро - и некоторые переходы между станциями буквально "связаны" цветными линиями: не заблудишься! Такого у нас, увы, нет.

В Нью-Йорке в кассе метро можно взять бесплатную карту всех видов транспорта. А по разноцветным кругам, цифрам и буквам за пару дней разобраться с очень запутанной структурой остановок, переходов и пересадок.
Когда была разработана система визуальной коммуникации для метро Милана, его пропускная способность была увеличена на несколько процентов. Дизайн может помочь сделать метро и свободнее, и комфортнее. Московское, например.
Меня всегда удивляет, почему не используется то, что приносит, если не пользу, то деньги. Например, чтобы сделать больше "ходок", маршрутные такси делают рискованные обгоны и ускорения, часто - с риском для жизни. А ведь можно увеличивать не количество рейсов, а выручку. Некоторые "Газели" едут полупустыми, и я думаю, что знаю одну из причин. Маленький размер номера маршрута, который набран красивым, но слабо различимым на расстоянии шрифтом "Таймс" плохо заметен издалека, особенно в плохую погоду или вечером. Поэтому машина останавливается по нескольку раз зря, тратя драгоценное время и бензин. Поэтому я не стану голосовать как и еще несколько процентов потенциальных пассажиров. Номер стоило бы сделать размером во весь капот, вместо менее актуального логотипа автокомпании.
Дизайн - это эффективный инструмент не только в маркетинге. Дизайн спасет мир.

 

 


Подпись к фото:
Яркие красные шапочки не дают детям потеряться на экскурсии по Лондону. Возможности графического и коммуникационного дизайна шире, чем только разработка логотипов.