Компания Публикации Брендинг Креатив Дизайн Архив Живой журнал
Карта сайта
Главная / Публикации / Архив публикаций / 2007 / Апрель / 19.04.2007
Новости
Архив новостей
Подписка на новости
Публикации
Архив публикаций
TXT&JPG

Архив публикаций

19.04.2007

Эркен Кагаров. Статья для журнала SmartMoney (номер 14). 16 апреля 2007 года.

Дизайн и деньги

Недавно в Высшей академической школе графического дизайна, где я преподаю, состоялась встреча со швейцарским дизайнером, креативным директором московского отделения компании Interbrand Zinztmeyer & Lux Эдвином Шмидхайни. Лекция о швейцарском дизайне, о креативе в дизайне, о дизайне для банков, авиакомпаний и прочего. В том числе Эдвин рассказывал о работе своего швейцарского шефа, Зинтцмайера (того самого, который Zinztmeyer), - проекте швейцарских денег, тех, которые все еще в ходу. Можно было бы подробно разобрать их качество и дизайнерскую "продвинутость", степени защиты, виртуозно соединенные с элементами композиции. Обсудить вертикальную компоновку или специальные рельефные геометрические фигуры для незрячих людей. Но, главное, на мой взгляд, здесь другое. Швейцария - общепризнанно страна с сильными финансами. Швейцарские банки - надежны и довольно популярны. А вот, деньги какие то странные. У нас, например, на банкнотах нет ни одного портрета, ни одного человека. Как писал известный русский дизайнер Александр Тарбеев, на российских банкнотах есть "памятники государственности, а не культуры; электростанции и мосты, а не их создатели, не инженеры, ученые, архитекторы, художники, музыканты". У них же не постеснялись на самой массовой купюре в 10 франков изобразить Ле Корбюзье, который в Швейцарии разве что родился, а все работы сделал во Франции. Историк Якоб Буркхард, писатель Чарльз-Фердинанд Рамуз или композитор Артур Хонеггер, которые также изображены на этих разноцветных денежках,  возможно, известны в Швейцарии, однако в мире их знают немногие. Казалось бы, в России с этим нет проблем! Возможно, не все мы делаем хорошо, но талантливых ученых, композиторов, писателей и других представителей творческих профессий у нас хватит, думаю, на множество мировых валют.
Сейчас активно обсуждаются вопросы брендинга России, воспитания патриотизма, уважения к истории и будущему страны. Для этого требуется и новый образ денег, такой, который будет достоин уважения.
Графическое воплощение денежных знаков - изображения на купюрах и монетах - является самым массовым и малозатратным каналом коммуникации в обществе, ведь стоимость печати денег не зависит от того, что на них изображено, а "сталкиваемся" мы с ними каждый день. Примером такой работы может быть проект 1996 года "Новые деньги". Ее авторы, известные и талантливые люди: галерист Марат Гельман, журналист Леонид Парфенов, дизайнер Елена Китаева. Вот что они пишут сами: "России пора иметь достойные деньги, являющиеся подлинным атрибутом государственности. Деньги (купюры) - один из мощнейших ресурсов целиком и полностью находящийся в руках государства для управления страной".


Американцы на своих банкнотах разместили президентов, сделав, таким образом, ясную декларацию своих идеологических принципов. Сейчас европейские страны перешли на евро, но раньше на многих купюрах изображались герои. Итальянцы на лирах изобразили Маркони, испанцы - Кортеса. Французы - супругов Кюри, Густава Эффеля и Поля Сезанна. У индусов на аверсе Ганди, а на реверсе - слон, носорог и лев.


Однако этот путь - не единственный. Мне лично очень нравились голландские гульдены. Причем на них с 70-х годов не было каких либо персон - изображались простые, но характерные для страны вещи: цветок, птица, маяк. Все это, вместе с актуальной типографикой, чистыми цветами и абстрактными фигурами, создавало образ свободной, счастливой и современной страны.


Любая работа по созданию бренда предусматривает создание его атрибутов, которые выражают и поддерживают заложенные в нем идеи. Например, для продвижения образа России как страны с надежной финансовой системой, таким атрибутом могла бы стать не только российская валюта, но и ее символ - знак рубля. У большинства крупных экономических и финансовых центров в мире такие эмблемы есть. Знаки американского доллара, английского фунта, евро или иены не только служат их обозначением, но и формируют представление об этих валютах, как о надежных и значимых. Знак собственной валюты есть даже у вьетнамского вонга, однако у России такого символа нет. Напомню, что восемь лет назад Профессиональным клубом дизайнеров-графиков "Портфелио" и издательским домом "Коммерсант" был проведен конкурс "Знак рубля", но результаты тогда оказались невостребованы.