Компания Публикации Брендинг Креатив Дизайн Архив Живой журнал
Карта сайта
Главная / Публикации / Архив публикаций / 2007 / Июнь / 19.06.2007
Новости
Архив новостей
Подписка на новости
Публикации
Архив публикаций
TXT&JPG

Архив публикаций

19.06.2007

Эркен Кагаров. Статья для журнала Smart Money, №20 (61), 2007. Авторская редакция.

Фоторобот для логотипа

Как-то давно, я встречался с заказчиком, который требовал придумать для его компании рекламный персонаж - зверька, но с одним условием - этот зверек должен был быть уникальным. То есть таким, чтобы его больше никто не использовал. Все мои доводы о том, что все более или менее нормальные животные, так или иначе, используются, и остались одни мокрицы и гиены его не убедили. Как пример "незапатентованного" персонажа он привел… кролика.


Так уж вышло, что все мы опоздали - наши предки "украли все наши лучшие идеи". Компании со всего мира за последнее столетие создали и запатентовали огромное количество рекламных персонажей (а также знаков, слоганов, сюжетов и т.п.). Поэтому, не стоит стремиться к абсолютной уникальности. Важно, чтобы созданный герой поддерживал идею и интонацию марки, доносил какие-то важные ее черты. Тогда мы не перепутаем кролика-энерджайзера с кроликом-нескафе или кроликом-плейбоем.
Как всем известно, мы живем в эпоху массовых коммуникаций. Пресса, телевидение и радио эту эпоху начали, а интернет, с его блогами и сообществами, ее завершает. И если раньше подборку знаков или логотипов можно было увидеть разве что в печатном виде - в каталоге, или у коллег или на выставке, то теперь можно свободно сравнить множество символов со всего мира, в любом месте, где есть интернет. И… найти большое количество схожих. 
Конечно же, не стоит подозревать кого-то в срисовывании, просто так много всего делается в мире, что относительным своеобразием могут обладать только довольно сложные по своей геометрии или сюжету символы.
Это проблема вовсе не в регистрации, как таковой. Представьте, что ваш знак Х охраноспособен, но похож на знак Y в другой категории или, например, в той стране, где у вас есть партнеры.

Все это говорит о том, что требуется довольно серьезный этап исследований "до" или "помимо" патентных ведомств - не собираетесь же вы проверять (и регистрировать) свой символ во всех странах мира, по всем классам?
Существуют специализированные интернет-ресурсы, где собраны знаки и логотипы со всего мира, подобные brandsoftheworld.com, однако здесь, как в большинстве случаев, поиск в базе из сотен тысяч работ возможен только по названию. Этого конечно недостаточно, для создания подборки аналогов. Неплохой портал позволяющий производить поиск пор ключевым словам logolounge.com. Например, здесь возможно найти знаки, в описание которых будут "круг", "рыба" или "нефтехимия". Однако его база не всеобъемлюща.
Поскольку моя компания занимается, в том числе, созданием знаков и логотипов, мы не могли не задуматься над этим вопросом. Сейчас перед тем, как показывать наш проект, мы проверяем его большинством доступных способов. Однако даже проверка по базе ФИПС не дает гарантии, что где-то за океаном, а то и в соседней стране, там, где проверка не производилась, такой символ вполне может быть зарегистрирован и использоваться. Сейчас, в большой степени, создание "чистого" знака - это опыт разработчиков и экспертов и понимание общих принципов работы во всемирной информационной деревне.
Если же возникла потребность в определении уникальности символа, можно использовать подход, разработанный нами.

Существуют три компонента оригинального знака - сюжет (заложенный в изображение смысл и использованные символические элементы: "стрела", "кролик", или, допустим, "победа"), принцип конструкции (структура, геометрия, связки) и его моделировка (пластическая аранжировка). Легко уяснить, что по какой-то одной характеристике, ваш проект совпадает со множеством работ. Вы можете увеличить отличия (самобытность), дав нашему кролику барабан, бабочку или соломинку. Считается допустимым использование знаков близких по пластике, но различных по своему составу или идентичных по составу но различных по пластике. Допустимо сделать пластическую аранжировку, которая заметнее отличит ваше изображение от прочих. Однако, если ваш знак совпадает с существующим(-и) по всем трем критериям, тогда его надо обязательно полностью переделать.


Сейчас чью-нибудь фамилию, цитату или текст легко найти в сети, используя ключевые слова. С картинками этого пока не получается. Однако подобные разработки ведутся давно, и, в ближайшее время, такой способ поиска должен появиться. Возможно, чтобы найти все аналоги визуального решения, достаточно будет просто нажать на кнопку. Правда эта программа вряд ли сможет оценить взаимосвязь формы и сюжета.

Smart Money, №20 (61), 2007

Знаки и логотипы, близкие по форме

Близкие по формальным или смысловым характеристикам знаки не мешают продвижению, если компании находятся на различных рынках, однако и в этих случаях желательно использование различных цветов и ориентации.

Логотипы, разработанные по схожему принципу

Даже в сложных символах может использоваться однотипный прием (здесь - использование контрформы) и схожая тема. Различают знаки только пластика и небольшие изменения сюжета.