Человеческие потребности и возможности.
Человек рождается с врожденными инстинктами физиологических потребностей – есть, пить, дышать, спать и др., без удовлетворения которых он не смог бы жить.
Но в процессе взросления, умственного и эмоционального роста, познания мира, т.е. на протяжении всей жизни у человека возникают другие потребности: в безопасности, любви и уважении, самоактуализации, необходимые для него на различных жизненных стадиях. И у каждой потребности есть своя сила и своя важность в этой иерархии.
Как писал Маслоу, «Человек представляет собой испытывающее нужду животное и редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время. Как только удовлетворяется одно желание, тут же его место занимает другое. Когда и оно удовлетворено, на передний план выступает третье и так постоянно. Отличительной чертой человека на протяжении всей его жизни является то, что он беспрерывно чего-то желает».
Самому же человеку кажется, что получи он то, в чем нуждается, и вот оно счастье. К примеру, человек отчаянно хочет любви, и думает, что будет вечно счастлив и доволен, если он ее добьется. Он не знает заранее, чего ему будет хотеться после того, как он удовлетворит эту свою потребность, и не подозревает, что удовлетворение одной потребности создает условия для желания в его сознании другой потребности, более высокой в своей иерархии. Но он чувствует, что для него самой важной и ценной является та из потребностей, желание удовлетворить которую в его сознании существует в данное время.
Но в то же время в нашем осмыслении существует и абсолютная ценность – та далекая цель, к которой стремятся все (или многие) люди, которую мы называем самоактуализацией или осуществлением потенциальных возможностей человека. Мы к этой цели стремимся всю жизнь, и непрерывный процесс развития изначально рассчитан на то, чтобы доставлять нам абсолютное удовольствие, даже если нам не суждено подняться на «пик горы». Как результат, так и процесс приносят удовлетворение сами по себе.
Другая сторона «жизненной медали» – проблема зла, почему столько людей отличает несамостоятельность, неспособность самим принимать решения и делать выбор?
Возвращаясь к Маслоу, «Человеческие потребности сами по себе не являются ни опасными, ни греховными, ни «злыми». Человек не рождается с намерениями сделать что-то плохое или неправильное в отношении себя или других людей. Высшие человеческие ценности – жизнь и здоровье, любовь и счастье, понимание и сострадание, честь и совесть, доброта и искренность, истина и справедливость, бескорыстие и милосердие, уважение и достоинство, красота, свобода, благодарность и другие присущи человечеству, но не каждый представитель человечества имеет желание (или возможность?!) ими воспользоваться. Ведь если поступки человека будут исходить из глубин его внутренней природы, то это будут хорошие и правильные поступки.
Так что же человеку мешает воспользоваться данной природой возможностью подняться на вершину жизни под названием «самоактуализация»? - Более сильные импульсы привычек, культурные предрассудки, ошибки воспитания, многочисленные культурные институты (исторически созданные для контроля, подавления и ослабления инстинктивных человеческих потребностей как «центров зла»), а также воздействующие на человека две группы сил: силы, подталкивающие человека к здоровью, и силы регресса и страха, влекущие его назад, к болезням и слабости.
На протяжении многовековой истории сведущие люди объясняли человечеству полезность добродетели, красоту праведности, изначальную ценность психологического здоровья и самоактуализации, но большинство людей, тем не менее, упрямо отказывается от предлагаемого счастья и самоуважения.
И тогда приходит понимание того, что «зло» в значительной степени представляет собой всего лишь проявление слабости или невежества человеческого существа.
Подведем промежуточный итог: ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ В РУКАХ САМОГО ЧЕЛОВЕКА. А ТОЧНЕЕ, ЭТИ ВОЗМОЖНОСТИ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА.
Продолжение темы следует.