О нас пишет "Заполярная правда"
В общем–то, любой мог бы сюда прийти, если бы захотел: время — суббота и воскресенье; ручки, бумага, гуашь, кисти и всё необходимое — на столиках, приезжие гуру российской и отчасти мировой дизайнерской элиты — в распоряжении аудитории с утра до вечера, кофе–чай — в фойе музея, где всё проходило. Главное — в твоей голове. Пустой она только кажется. Расшевелить мозги, заставить их двигаться, причём в необычных для тебя направлениях — как раз задача тех, кто мастер–классы проводит.
Интересно
Первый день. Норильчан–дизайнеров (и не совсем) — больше двадцати человек. На повестке — лекция Эркена Кагарова, художника, мастера логотипов, победителя громких биеннале — от «Золотой пчелы» и «Профи» в Москве до международных фестивалей рекламы — экоплаката, фирменных знаков, конкурсов упаковок и так далее. Автор статей по графическому дизайну и преподаватель высшей школы дизайна, рассказывает о своих любимых работах:
— Это сейчас эскиз можно сделать на мониторе, развернуть его в программе, заставить крутиться и сверкать гранями, — говорит он. — Раньше всё делалось с помощью кисти и бумаги, но образы всё равно доводились до ума — оттого в молодости многое создавалось «в голове». Удержать такую информацию неимоверно трудно, но именно это развивало мозг! Он–то и есть главный инструмент на самом деле, у него имеются особые характеристики, и образы рождаются только там...
На экране одна за другой появляются невероятные картинки. Часто это графический ребус, его код угадываешь с третьей–четвёртой попытки: лаконичность художественной «фишки» восхищает даже бывалых профессионалов.
Удивительно
Эркен говорит о способах делать работы из полосочек или треугольничков (дарит нам потрясающие книжицы с двигающимися сюжетами), о разнице в символах: «Буква «О» шире, чем ноль». Вот на экране плакат «МОСКВА ГОРОД ГРОЗНЫЙ» — он простой, но очень активный по сути. Когда я его делал, в Чечне шла война, но взрывов в Москве ещё не было, так что этот плакат стал своего рода предупреждением. Картинки и цвета тут не нужны, он строг и драматичен, и у него горизонтальный формат, делающий его ещё более активным...». Текст, по словам мастера, имеет значение, особенно в русской ментальности: и заказчик, и зритель — наши люди всё больше ищут не абстрактный, не пластический, а сюжетный, литературный смысл в плакате.
«Люди как люди. Только с синдромом Дауна». На эту тему нам показывают свои работы оба учителя — и Эркен Кагаров, и Юрий Гулитов, тоже известный российский дизайнер, руководитель двух творческих мастерских (в Москве и на Украине), автор множества персональных выставок, инноватор шрифтов. Из его уст узнаём об особенностях социального плаката, о том, в чём состоит смысл знака, что лучше — минимализм или подражание классике, как рождаются, и развиваются, и даже продаются шрифты.
Дизайнеры, впервые посетившие Норильск, удивляются обилию белого цвета в городе и за его пределами. «Много белого, – говорят они, — с этим надо что–то делать, как–то мудро использовать: снег – как материал дизайнера или снег – как среда, фон для создания новой системы отсчёта»... По их понятиям у нас применим «шрифт — как ветер» и ещё много чего чудаковатого с точки зрения обыкновенного человека. Так или иначе они учат нас смотреть на Норильск другими глазами: говорят, это полезно.
«Как соединяются идея, смысл и форма — до сих пор не могу понять», — говорит Юрий. – Но мне однозначно больше всего нравится то, чего я ещё не сделал». Необычны его исследовательские работы в области пластики букв и цифр. В мастерской школы каллиграфии ученики Гулитова лепят буквы из пластилина, ваяют их из скотча, рвут из бумаги, создают раздавленной виноградиной. Так новые буквы начинают жить своей жизнью. Некоторые шрифты подсмотрены его студентами на досках объявлений — буквально вынуты из городской среды: они забавны, трогательны, они с характером, из них путём тщательного отбора получается странный алфавит; слово или надпись, составленные из таких «уродцев», имеют особый визуальный посыл или социальный «месседж». «Вообще ничего идеального и правильного не бывает, а подсматривать сюжеты надо у природы», — улыбаются дизайнеры.
Сложно
Напитавшись информацией об отношении к пространству и слову, наши дизайнеры сами приступают к экспериментам. Из комбинаций случайных слов «случаются» мини–плакаты. «Человек и звезда», «снег и герой», «сила и жизнь» — а ну–ка, за 10 минут изобразите, как эти слова пересекаются в любой неожиданной плоскости (смысловой или пластической). Задачка...
На второй день условия усложняются: из знаковых предложений со словом «Норильск» надо выбрать одно, «трансформировать» его в какой–либо предмет (снежинка, солнце, дом, гора) и в разных дизайнерских стилях выразить на бумаге. В ход идут хитрости и спецприспособления: вместо кисточки — палец, вместо сложных чертежей — молниеносный росчерк. «Картинку» учат делать не на листке плаката, а как будто в голове у зрителя, аккуратно «отсылая» зрителя к образам и стереотипам — знакомым, близким, родным.
...Норильские дизайнеры сосредоточенно творят: корпят, выдумывают, делятся идеями. Сделать Норильск теплее и ближе — цель мастер–класса. Наверное, в каждой отдельно взятой голове с помощью образов и ассоциаций, а также мозгового штурма с преподавателями она достигается по–своему. Получатся ли из этого новые социальные плакаты для сурового северного города, увидим ближе к лету, когда на Комсомольской улице снова «зацветут» торцы домов.
Марина КАЛИНИНА
Фото автора и Александра ВАКУЛЕНКО