Пресс-релиз выставки в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева
17 сентября, 2002 - 15 октября, 2002, Россия, Москва
Своды древнейшего этажа Аптекарского Приказа как нельзя лучше подходят для экспериментов, находящихся на границе жанров, эпох и культур. Архитектура, как известно, основана, прежде всего, на пространственном мышлении, но она вбирает в себя формы, материалы и идеи своего контекста. Экспозиция историка искусств, исследователя и естествоиспытателя Александра Шумова (род.1960, Москва), живущего последние десять лет в Цюрихе, и известного московского дизайнера Эркена Кагарова (род.1966, Ташкент) сочетает трезвый энтузиазм профессионалов с неподдельным интересом ко всему таинственному. Их любопытство к обрядам, мистическим предметам и символам нашло свое визуальное воплощение в графике, трехмерных объектах и фотографиях с модификациями сердец, квадратов, крестов, пяти и шестиконечных звезд.
Это отзвуки старинных волшебных ритуалов. Единая выставочная инсталляция включает в себя часть крупнейшей за пределами Швейцарии коллекции швейцарского народного городского и крестьянского искусства XVI-XX веков. Показаны не только канонические объекты, но и навязчивые рефлексии на тему и по поводу древних форм. За кожухом поверхности здесь теплится нечто магическое, трепетное и нежное, тревожное, ужасное и безумно желанное. Инсталляция превратила сводчатые залы в пещеру-сокровищницу, где есть и пища для ума, и радость для глаз, и утешение чувству. Здания живут дольше, чем их архитекторы и строители. Биография сооружений неповторима и типична, абстрактна и фигуративна.
Свои судьбы есть у языков, народов, денег, государственных границ и религий. Несметные полчища чиновников всегда рады использовать условности.
Любопытен пример моста Рудольфа Брюнна, построенного в Цюрихе в 1903 году, в честь первого городского бургомистра. На перилах моста в качестве орнамента использован излюбленный мотив кантона Швиц в центральной Швейцарии - свастика, завернутая как по часовой стрелке, так и против. Для швейцарской свастики характерны закругленные коленца.
На фото заснеженного города можно разглядеть холм Линденхоф, засаженный липой. Липа считалась деревом закона, потому что закон должен быть справедливым, мягким и женственным. не карать и уничтожать, а исправлять и возвращать оступившихся к созидательной жизни с общиной. Доныне действующая масонская часовня на Линденхофе также имеет символ на фасаде - пятиконечную звезду.
Каждое изображение таит в себе много отзвуков и смыслов. Вполне может быть, что у нас мало кто осознает, что современная Швейцария, как страна возникла только в 1848 году, а швейцарцы стали нацией только в результате длительного исторического процесса, который все еще развивается.
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, подвал Аптекарского приказа,
Россия, Москва, ул. Воздвиженка, д. 5/25, тел.: 290-05-51, 291-21-09,
www.muar.ru,
email: schusev@muar.ru
|