|
высшая
академическая школа
графического
дизайна
|
- [ Новости
- [ Условия приема
- [ Студенческие работы
- [ Конкурсы и награды
- [ Студенты
- [ Педагоги
- [ Статьи
- [ Как найти
- Борис Трофимов. "Москва-Петушки"
- Опыт Высшей академической школы графического дизайна
- Борис Трофимов. Аромат дизайна
- Андрей Логвин: "Я плохо знаю, что такое хороший дизайн...".
- Сергей Серов. Зимний просмотр в Высшей академической школе графического дизайна www.rudesign.ru.
- Зимняя сессия
- Студенческие штучки
- Сергей Серов. Лицо журнала
|
|
|
|
Придумать курсовое задание для дизайнера -- то же
самое, что определить предлагаемый круг поиска. И здесь обязательно должна
быть неожиданность, новый поворот. Ведь студенту совсем не все равно, чем
он занимается. Чем шире круг поиска, чем выше уровень предъявляемых требований,
тем ему интереснее, тем подвижнее и податливее его мышление, тем он раскованнее,
тем активнее он ищет оригинальное решение, отвечающее его индивидуальности.
В правильно сформулированном проектном задании есть несколько плюсов. Студент
экипирован, перед ним расставлены ориентиры, подготовлены неожиданности и
указатели. Он изолирован от идеологии заказчика, дается цепь подсказок, а
решения однокурсников обостряют творческую мысль. Исключи эти реальные рамки
-- и на проекте следы ненужности и необязательности, типично студенческая
работа. Для оживления творческого процесса были приглашены авторитеты графического
дизайна: Владимир Чайка, Аркадий Троянкер, Анатолий Гусев, Игорь Гурович.
Они появлялись редко и ненадолго, подобно молнии или грому (простите за банальное
сравнение), но эти встречи с мастерами были необходимы. Тему проекта, о котором
пойдет речь, я подхватил из реального тендера, проводившегося Центром современного
искусства, и на участвие в котором мы получили "добро". Меня как руководителя
устраивали реальная боевая обстановка, конкретный срок, тщательное выполнение
макета (что всегда под большим вопросом). В России, как известно, доступны
лишь простые материалы -- дерево, железо, листовое стекло, никаких промежутков
и нюансов. А на нашем факультете ни одного компьютера, ни 3D, ни Strata Studio
(программы для построения трехмерных изображений). И исключительно женские
руки. Хотя то, что головки женские, очень хорошо -- прямо в тему.
Задание включало выбор названия, решение образа и
упаковки флакона туалетной воды обьемом 100 мл. Название по-французски. Туалетная
вода страшно французского происхождения. Задача -- продать бутылочку туалетной
воды, которой заставлены и залиты все прилавки ларьков, магазинов, ведомственных
вестибюлей, метро и вокзалов.
Среди моря названий, таких как "5-ое авеню" (напрашивается
русский вариант "Десятая улица красной сосны" -- реальная улица, выходящая
одним концом на Ярославское шоссе) или "Тру-лав" (настоящая любовь), нам предстояло
придумать настоящее французское название. Какое? Как это у них во Франции
называют? Наверное, так же, как Адам в Раю именовал наш вещественный мир.
Подводили к нему длинношеее животное, а он восклицал: "Жираф!".
В нашем случае есть нюанс -- вода должна называться
по-французски, но предназначаться для россиян, которые в массе своей французских
словарей не листают и не знают, откуда берутся такие слова, как "Аimant" (магнит),
"Flexion" (гибкость) или "Autour du Monde" (вокруг света). Поэтому первая
позиция была сформулированна следующим образом: название должно быть словно
бы привычным для русского уха, как бы угадываться и читаться: "Triangle" (треугольник),
"Plus" (больше), "Substanсе" (вещество), "Crise du genre" (кризис жанра) .
В самом маленьком словаре 10 тысяч слов, поэтому первый
уровень мы прошли легко. Хотя у некоторых студенток до конца работы было несколько
названий. Они никак не могли смириться с условием, что сначала название, потом
флакон и только после этого туда "льют" запах. Пародокс в том, что покупают
запах, а не название. При выборе имени для младенца иногда наблюдается такая
же картина: родители предпочитают сначала посмотреть на ребенка, а потом примерить
к нему имя. Один из моих друзей, месяц не мог назвать сына. То одним именем
его звали, то другим, пока однажды не позвонил и не объявил -- Борис. Что
их на это подвигнуло -- не знаю. Сейчас растет у них такой озорной Борис.
Так у нас появились "Аimant" -- магнит, "Jour" --
день, "Nuit" -- ночь, "Aigu" -- острый и т. д. Теперь дело было за образом
и стилем. На этом этапе возникло много проблем, связанных с тем, как выполнить
проект в материале и объеме. Не все формы были доступны. А если сравнить матовые
и блестящие поверхности, полированные и металлизированные ободки, ребра и
края импортных флаконов, то чувствуешь, как проект движется своей российской
дорогой. Что-то взять с этой дороги, где-то оторвать или перешить с предмета
менее нужного на этот, актуальный.
Андрей Костин говорит по этому поводу: "У нас несут
с помойки кусок ржавого рельса, вставляют в инстоляцию, и он всегда так и
будет торчать оттуда. На Западе его долго старят, травят, маринуют и достигают
точной неповторимости. И только тогда предмет встает на место." Поэтому было
принято второе правило: макет -- это не коллаж, не кружок умелые руки -- это
точного состава предмет, ограниченный рамками идеи. Или идея должна быть такой,
которую легко можно воплотить.
Когда появились очертания будущей емкости, пора было
начинать работать с логотипом. Это своя история, она имеет свои особенности
и свою специфику. Мы выявили для себя несколько позиций логотипа. Логотип
традиционен и только поддерживает идеологию вещи. Он учавствует в игре на
равных. В проекте "Echelle" (масштаб, линейка) Светланы Катаргиной логотип
ненесен на металическую метку, которая движется по шкале, с разным масштабом
для мужчин и женщин. А в проектах "Chef" (шеф) и "Secretaire" (секретарь)
Валентины Просвиркиной, логотип трансформируется в рапорт.
Логотип играет заметную роль в упаковке флакона, как
яркая декорация. Это получилось в упаковке мужскай воды "Ressort" (пружина,
побуждение) и "Futur" -- (будущее).
В жанре, в котором мы работали, есть свои тонкости,
некоторая легкость и свобода. То, что на профессиональном языке называется
"мелочевка", вносит необходимый шарм. В проекте Натальи Телегиной "Triangle"
(треугольник) есть некоторая свобода прочтения названия, а в образном строе
-- постоянная игра с формой, которая подается не только как плоскость, но
и как объем, грань и отверстие.
Иной образ у Елены Толокониной "Flexion" (гибкость).
В названии целая гамма впечатлений для русскоязычного покупателя. Вещь получилась
острой, современной, неоновой -- для "гибких".
Пройти мимо, не задев современную тенденцию, и студенту
трудно. У нас было два проекта: один -- "Joujou" (игрушка) в виде мины Ольги
Полухиной , с разными рожками-кнопками, качающийся, как неваляшка, и второй
-- "Futur" (будущее) -- мужская туалетная вода, этакая настоящая крутая, клепаная
ракетка на 100мл Светланы Михайленко . Но этот ход уже имеет свою традицию
и практику.
Хорошее решение дизайнера всегда бывает точным и однозначным.
В проекте "Jour" (день) и "Nuit" (ночь) Светланы Катаргиной флаконы -- лампы
с зеркальными отражателями -- точно соответствуют нужному объему и фактуре.
Черный и белый цоколи отличают их, как день и ночь. Флаконы покачиваются,
и на цоколях завита, как ленты-провода, белая и черная проволока. В упаковке
-- контраст гофрированного картона и качественной бумаги под поле логотипа.
На просмотре Леонид Фейгин вспомнил мемуарный случай
с Дали, который должен был принести на конкурс флакон для духов, но забыл
его сделать. Когда к маэстро обратились с вопросом, где его проект, он обведя
зал взглядом, остановил его на фотовспышке репортера, вынул оттуда лампу и
поставил на стол жюри. Вот "flash!" Дизайн -- это точный жест и последовательный
поступок. Именно с такой точностью сделан проект "Titanik" (титаник) и "Eclat"
(осколок) Натальи Михеевой и Юлии Федуловой. Одно решение с двумя перекликаюшимися
названиями. Айсберг и осколок, как часть целого флакона (осколок -- пробник),
-- популярный сюжет, коммерчески точно попадающий в цель.
Еще один проект, который раздвигает прежние рамки,
-- "Electricite" (электричество). Одна из наших сверхзадач -- сделать так,
как до тебя никто не делал. В названии есть что-то от легкого потряхивания
электроразрядами, как и у современных резких запахов, останавливающих дыхание.
В то же время, когда открываешь футляр, напоминающий фонарик, и извлекаешь
флакон-батарейку с одним только полюсом "плюс", остается жать на "плюс" и
улыбаться. Это проект Маргариты Бобровской.
Удачей можно считать такие проекты, как "Autour du
monde" (вокруг света) Татьяны Бабковой, напоминающий мини-багаж (ностальгическая
штучка), "Eсhelle'" (масштаб) Светланы Катаргиной (игра, настраивающая на
деловой лад), "Aigu" (острый) Марии Воловиковой (да уж острый -- прорвал упаковку
и острие наружу). И, наконец, "Crise du genre" (кризис жанра), где у флакона
три проекции, каждая из которых повторяет пластиковую упаковку легко узнаваемых
предметов: ручки, зубной щетки, часов (контрорельеф переходит в забавный рельеф
сторонок).
Я описываю часть наших проектов и чувствую, как процесс
затягивает... Собственно цель моих заметок -- попытаться передать аромат дизайна.
|
|
|
|
|
|