|
высшая
академическая школа
графического
дизайна
|
- [ Новости
- [ Условия приема
- [ Студенческие работы
- [ Конкурсы и награды
- [ Студенты
- [ Педагоги
- [ Статьи
- [ Как найти
- Борис Трофимов. "Москва-Петушки"
- Опыт Высшей академической школы графического дизайна
- Борис Трофимов. Аромат дизайна
- Андрей Логвин: "Я плохо знаю, что такое хороший дизайн...".
- Сергей Серов. Зимний просмотр в Высшей академической школе графического дизайна www.rudesign.ru.
- Зимняя сессия
- Студенческие штучки
- Сергей Серов. Лицо журнала
|
|
|
|
В Высшей академической школе графического дизайна
на базе Московского художественного училища прикладного искусства продолжается
уникальный эксперимент в области дизайн-образования, в рамках которого в педагогический
процесс вовлекаются звезды московского графического дизайна. Очередное курсовое
задание было посвящено достаточно новому, до конца еще не сложившемуся жанру
-- оформлению компакт-дисков. Его результаты комментируют Борис Трофимов,
ведущий педагог курса, Игорь Гурович, "гест-профессор", приглашавшийся с мастер-классом
по этой теме и Юрий Сурков, принимавший участие в семестровом просмотре и
педагогическом совете
Игорь Гурович
Две вещи мне кажутся главными в оформлении компакт-дисков.
Во-первых, это все-таки упаковка, и проектироваться
она должна как упаковка, а во-вторых -- это продажа идеологии. Компакт-диск
существует в крайне агрессивной среде среди сотен ему подобных. Кроме наличия
жанровых признаков (джазовые обложки строятся абсолютно другим образом нежели
рок-обложки или техно-обложки), в нем должен быть очень активный и яркий дизайнерский
мессидж. Я знаю многих людей, покупающих диски из-за обложек.
Что же касается упаковки, то в современной ситуации
дизайнер ничем не ограничен, кроме бюджета. Бумажные DJ-паки, металлические
коробки, книжки, бумажные конвертики -- диапазон материалов бесконечен. Даже
при стандартном прозрачном пластиковом конверте проект не ограничивается созданием
двухмерной картинки на обложке. Дизайнер проектирует целое действие -- с коробочки
снимается целофан, открывается крышка, достается буклет, он раскладывается
или листается, достается диск, диск вставляется в CD-проигрыватель -- это
целый спектакль, который дизайнер должен спроектировать.
Даже в самом простом случае мы имеем дело с тремя
разными материальностями: прозрачный пластик, бумага и блестящая поверхность
компакт-диска. Ни один стандартный носитель не дает дизайнеру столько возможностей.
Поэтому поле для эксперимента безгранично.
Борис Трофимов
Для дизайнера оформить компакт-диск - работа привлекательная. Привлекательная,
потому что, с одной стороны, это комплекс разных форм: коробка-футляр, книжка-буклет
и сам диск, ради которого создается все остальное, а с другой - единое целое.
Это не застывший набор, существует масса стандартных и индивидуальных иных
упаковок и решений. "Сидюки", как говорят в обиходе, -- вещь популярная и
массовая, но в то же время нечто шикарное. На СD разная музыка, каждое музыкальное
направление имеет своих почитателей. Поэтому дизайнеру интересно делать диск
как бы для себя и своего круга единомышленников, для аудитории, где ждут его
очередной "шедевр". Это расковывает мастера и придает ему дополнительные обороты,
он творит.
Тут уместно сделать паузу и заполнить ее примером.
Дизайнер Игорь Гурович ("ИМА-пресс"), арт-директор Николай Шток и клиент "Длинные
Руки Рекордс" заметны на рынке музыкальной продукции. Они создали очень цельный
и современный графический язык. Решение энергично перекидывается с коробки
на альбом, с альбома на диск и обратно. В работу включено все и все на равных,
все, как знак - шрифт, блоки текста, линейки, фото, рисунок. Фактура создается
из тех же перечисленных элементов. Фактурой может быть текст, например, содержание
диска - тогда типографика раскаляется, линейки больше выполняют роль терки,
а осваимое пространство выходит за формат, возникает впечатление плаката,
другой масштаб. В среде музыкальных критиков, при том что отдается должное
этому оформлению, существует мнение, что решения похожи и однообразны. Это
потому-что работы очень заметные, и в сознании они находятся рядом. Но если
их сравнивать, то увидим, что ни один образ не отнимает и не заменяет другого.
Они очень индивидуальны, очень характерны - в каждом свой мессидж.
Вот теперь мы подошли вплотную к нашей теме. Одно
из курсовых заданий было посвящено оформлению компакт диска. В задание входило:
выбрать тему (музыкальное направление, конкретное исполнение и конкретное
название), сформулировать концепцию проекта, осуществить фотосъемку объектов
используя идею (большинство студенток постоянно снимают) и изготовить макет
в объеме.
Позицией нашей остаются слова берлинского художника,
поэта, типографа Курта Швиттерса: "Никогда не делай так, как это делал кто-то
до тебя". Я прибавлю: "Когда учиться работать свободно, как не в институте?".
Работа началась с подготовки фундамента, с анализа
того, что уже существует. Расставили акценты, рассмотрели традиционные решения,
хорошо сделанные и элегантные, подвергли тщательному анализу проекты Игоря
Гуровича. Прошлись по мастерским работам студии "Директ Дизайн", которые оформляют
популярные и любимые народом музыкальные группы.
Следом для раскачки и толчка был приглашен на лекцию
и сам "профи" Игорь Гурович. Его роль: внести спокойствие и уверенность, сориентировать
на "неправильные" решения, а правильные получатся сами собой.
Один из важных моментов в продвижении проекта и достижении
правильной позиции - отказаться от сложившейся эстетики, от привычного рисунка
памяти, которая ведет по вчерашней тропе, более привычной и комфортной. То,
что вчера легло в точку, сегодня противится и не складывается. Это значит,
что хромает концепция, не возникает структура, работа не движется. Вы занимаетесь
эстетикой, меняете одно начертание шрифта на другое, третье, четвертое, и
все равно не подходит. По мере продвижения мы часто оказывались в тупике.
Но если относиться к этому легко и возвращаться к началу дороги, ее можно
пройти. И студенты несли проекты, которые начинали радовать и подбадривать
отстающих.
Один из самых остроумных и острых проектов -- "Счастье
есть" Натальи Михеевой и Юлии Федуловой. Двойной диск. Очки, пронзительно
розового цвета, оправа - складывающаяся упаковка, книжка - в виде памятки
на шнурке, прикрепленной к оправе. В книжке портреты тех, кто уже вкусил розового
счастья. "Кр-р-руто!", -- говорит моя трехлетняя внучка.
Проект должен быть неожиданным. Я как-то видел на
обложке компакта фотографию Джона Ли Хукера у белого рояля в белом костюме
в черных очках и черных ботинках. Цепляет. В "белом, очень белом" проекте
Елены Исаевой "Dire Straits", акцент на черных строках, типографика вибрирующая,
гитарная. Разделительные страницы - прозрачный пластик, при листании искажающий
текст, как бы увеличивая глубину и отражение звука.
На прошлогоднем конкурсе "СиДи-обложка", стало очевидным,
что есть номинации, которых не коснулась графическая культура. Например, из
представленных восьми работ в номинации "Народная музыка" с трудом можно было
выбрать одну для награды, но высший приз присудить было некому.
Мы дерзнули несколькими проектами нарушить покой этого
мира. Вот один из них -- Татьяны Бабковой - "The road to dundee" (ирландская
народная музыка). Это серия из трех упаковок. Каждая имеет свой фон - земля,
вода, воздух. Наложенная на фон золотая солома, строительный материал, как
некий орнамент или даже хаос, из которого можно выделить и увидеть сложенную
букву, тему, мелодию. И еще один проект - Маргариты Бобровской - "Somewhere
in Afrika" (где-нибудь в Африке). Конечно, можно найти песок и в Африке, Маргарита
нашла его во дворе, начала рисовать пиктограммки, фотографировать и собрала
целую толпу любопытных и бдительных граждан. "Бедная девушка, совсем..." --
говорили вокруг. Под эти "одобрительные" восклицания она сняла весь визуальный
ряд.
Проект Светланы Катаргиной "The Andes" (музыка ацтеков
в современной аранжировке) решен оригинально. Упаковка - футляр из светлой
глины, отформован с фактурой камня, изъеденной временем -- разнимается на
две части. А в сердцевине блестящий музыкальный диск, часть которого интригующе
видна через щель в верхней крышке. Загадочная ацтекская штучка.
Довольно часто верным оказывается самое простое и
лобовое решение при одном условии, что стилистика проста и выполнение тоже
лобовое. Музыкальная группа "Rednex", работа Натальи Телегиной. Снят фрагмент
дырявого забора и этим куском запечатана обложка книжки, страницы, оборот
и часть диска. Затем дизайнер вырубает в книжке все щели насквозь. Вы как
бы отгорожены от музыки забором, не прерывающимся, пока вы листаете книжку,
а на самом деле забор фиктивный - сплошные дыры. Информационные строки, будто
бы цепляются за этот мир, остаются на якобы прозрачных страницах. А на зеркальном
диске обратное движение: музыка как бы просеивается вместе со светом.
И еще об одном проекте -- компакт диск "Б.Г. квартет
Анны Карениной". Александра Островская попробовала подойти к портрету Анны
Карениной, как набору мозаики. Он складывается из кусочков, из частей. Портрет
глазами самой Анны: она видит носки своих туфель. Все эти части собраны и
скреплены и положены не совсем в адекватную упаковку. Нужно открыть литую
крышку "Б.Г."(Борис Гребенщиков), подобную такой, которая попадается под ногами,
от разных коммуникаций, и оттуда извлечь диск и книжку. Парадокс? Но он из
нашей жизни.
На самом деле любая трактовка упрощает ситуацию и
она твоя, субъективная. Александра Островская хотела неоднозначного прочтения,
как неоднозначны и мои комментарии к студенческим проектам.
Юрий Сурков
"Учиться, учиться, учиться!" Вот девиз, под которым учился студент (и я в
том числе) в не таком уж далёком прошлом. Под учением понималось главным образом
освоение теории, которая преобладала над практикой. А все успешно работающие
сегодня дизайнеры, как правило, стали такими в результате практического самообразования.
С таким представлением я шёл на просмотр в Высшую
школу, организованную Академией графического дизайна, где производится беспрецедентный
за последние десятилетия эксперимент. Учащимся здесь читают предмет и ведут
практические занятия десятка полтора лучших специалистов в области графического
дизайна. Я попал на просмотр работ семестра, где заданием были разработка
упаковки для парфюмерии и компакт-дисков. Это тот самый семестр, который дал
материал для публикаций в нескольких журналах и сборниках по графическому
дизайну. О парфюмерной упаковке вы уже знаете из прошлого номера журнала.
Мне же хочется поделиться своими впечатлениями о работе с упаковкой компакт-дисков.
Первое, что приятно удивило, -- это разнообразие в
выборе тематики: от рэйва до ирландской фольклорной музыки. Выбор был осознанным,
мотивированным как личным тяготением к определённому музыкальному жанру, так
и профессиональной беспристрастностью к содержанию, что позволяет работать
с изданием "формально" в хорошем смысле слова.
За некоторыми решениями уже проглядываются личности,
по-своему читающие пластику музыки и её формы. Упаковка дисков во многих случаях
абсолютно оригинальна, причём самые смелые фантазии осознанно технологичны
как в выборе материалов, так и в их обработке. Дерево, состаренная бумага
или металл хорошо работают на образ исполнителя, так что "материализация"
прошла успешно.
Но главное, что мне хотелось бы отметить, -- это умение
увидеть. Увидеть, найти характерную для образа пластику, выделить главное...
И, конечно, умение качественно оформить свою идею. Продемонстрированный профессиональный
арсенал студентов был на удивление столь же разнообразным, как и выбор тем.
Отличные настенные графити из собственного подъезда или со стен Парижа, предметная,
сложная, постановочная и натурная съёмка -- результат предыдущих заданий по
фотокомпозиции (студенты постоянно работают с фотографией). Так, что в умении
обобщать и находить точный образ уже просматриваются результаты грамотного
обучения.
Самым сложным, как всегда, оказалась компоновка текста.
Хотя о типографике, наверное, говорить рано, это дело ближайшего будущего,
а, может быть, не только ближайшего. Но видя усердие, с которым студенты изучают
шрифт под руководством Владимира Ефимова, понимаешь, что результат не за горами.
Этому "помогает" и отсутствие компьютеров. Есть возможность рисовать шрифт
от руки, да и ограничение в средствах выразительности на первых порах к лучшему:
нельзя спрятаться за дешёвый эффект.
А вот в дальнейшем без компьютера, безусловно, обойтись
невозможно. Всё-таки дизайнер должен иметь хороший инструментарий и реальную
практику в воплощении своих идей. Ведь девиз сегодняшнего дня: "Работать,
работать, работать!"
|
|
|
|
|
|