начало
карта сайта

Школа графического дизайна: Статьи:

Студенческие штучки
Компакт-диски. Поле для экспериментов
Игорь Гурович, Борис Трофимов, Юрий Сурков 

высшая
академическая школа
графического
дизайна

[ Новости
[ Условия приема
[ Студенческие работы
[ Конкурсы и награды
[ Студенты
[ Педагоги
[ Статьи
[ Как найти
Борис Трофимов. "Москва-Петушки"
Опыт Высшей академической школы графического дизайна
Борис Трофимов. Аромат дизайна
Андрей Логвин: "Я плохо знаю, что такое хороший дизайн...".
Сергей Серов. Зимний просмотр в Высшей академической школе графического дизайна www.rudesign.ru.
Зимняя сессия
Студенческие штучки
Сергей Серов. Лицо журнала

Поиск


В Высшей академической школе графического дизайна на базе Московского художественного училища прикладного искусства продолжается уникальный эксперимент в области дизайн-образования, в рамках которого в педагогический процесс вовлекаются звезды московского графического дизайна. Очередное курсовое задание было посвящено достаточно новому, до конца еще не сложившемуся жанру -- оформлению компакт-дисков. Его результаты комментируют Борис Трофимов, ведущий педагог курса, Игорь Гурович, "гест-профессор", приглашавшийся с мастер-классом по этой теме и Юрий Сурков, принимавший участие в семестровом просмотре и педагогическом совете

Игорь Гурович
Две вещи мне кажутся главными в оформлении компакт-дисков.
Во-первых, это все-таки упаковка, и проектироваться она должна как упаковка, а во-вторых -- это продажа идеологии. Компакт-диск существует в крайне агрессивной среде среди сотен ему подобных. Кроме наличия жанровых признаков (джазовые обложки строятся абсолютно другим образом нежели рок-обложки или техно-обложки), в нем должен быть очень активный и яркий дизайнерский мессидж. Я знаю многих людей, покупающих диски из-за обложек.

Что же касается упаковки, то в современной ситуации дизайнер ничем не ограничен, кроме бюджета. Бумажные DJ-паки, металлические коробки, книжки, бумажные конвертики -- диапазон материалов бесконечен. Даже при стандартном прозрачном пластиковом конверте проект не ограничивается созданием двухмерной картинки на обложке. Дизайнер проектирует целое действие -- с коробочки снимается целофан, открывается крышка, достается буклет, он раскладывается или листается, достается диск, диск вставляется в CD-проигрыватель -- это целый спектакль, который дизайнер должен спроектировать.

Даже в самом простом случае мы имеем дело с тремя разными материальностями: прозрачный пластик, бумага и блестящая поверхность компакт-диска. Ни один стандартный носитель не дает дизайнеру столько возможностей. Поэтому поле для эксперимента безгранично.

Борис Трофимов
Для дизайнера оформить компакт-диск - работа привлекательная. Привлекательная, потому что, с одной стороны, это комплекс разных форм: коробка-футляр, книжка-буклет и сам диск, ради которого создается все остальное, а с другой - единое целое. Это не застывший набор, существует масса стандартных и индивидуальных иных упаковок и решений. "Сидюки", как говорят в обиходе, -- вещь популярная и массовая, но в то же время нечто шикарное. На СD разная музыка, каждое музыкальное направление имеет своих почитателей. Поэтому дизайнеру интересно делать диск как бы для себя и своего круга единомышленников, для аудитории, где ждут его очередной "шедевр". Это расковывает мастера и придает ему дополнительные обороты, он творит.

Тут уместно сделать паузу и заполнить ее примером. Дизайнер Игорь Гурович ("ИМА-пресс"), арт-директор Николай Шток и клиент "Длинные Руки Рекордс" заметны на рынке музыкальной продукции. Они создали очень цельный и современный графический язык. Решение энергично перекидывается с коробки на альбом, с альбома на диск и обратно. В работу включено все и все на равных, все, как знак - шрифт, блоки текста, линейки, фото, рисунок. Фактура создается из тех же перечисленных элементов. Фактурой может быть текст, например, содержание диска - тогда типографика раскаляется, линейки больше выполняют роль терки, а осваимое пространство выходит за формат, возникает впечатление плаката, другой масштаб. В среде музыкальных критиков, при том что отдается должное этому оформлению, существует мнение, что решения похожи и однообразны. Это потому-что работы очень заметные, и в сознании они находятся рядом. Но если их сравнивать, то увидим, что ни один образ не отнимает и не заменяет другого. Они очень индивидуальны, очень характерны - в каждом свой мессидж.

Вот теперь мы подошли вплотную к нашей теме. Одно из курсовых заданий было посвящено оформлению компакт диска. В задание входило: выбрать тему (музыкальное направление, конкретное исполнение и конкретное название), сформулировать концепцию проекта, осуществить фотосъемку объектов используя идею (большинство студенток постоянно снимают) и изготовить макет в объеме.

Позицией нашей остаются слова берлинского художника, поэта, типографа Курта Швиттерса: "Никогда не делай так, как это делал кто-то до тебя". Я прибавлю: "Когда учиться работать свободно, как не в институте?".

Работа началась с подготовки фундамента, с анализа того, что уже существует. Расставили акценты, рассмотрели традиционные решения, хорошо сделанные и элегантные, подвергли тщательному анализу проекты Игоря Гуровича. Прошлись по мастерским работам студии "Директ Дизайн", которые оформляют популярные и любимые народом музыкальные группы.

Следом для раскачки и толчка был приглашен на лекцию и сам "профи" Игорь Гурович. Его роль: внести спокойствие и уверенность, сориентировать на "неправильные" решения, а правильные получатся сами собой.

Один из важных моментов в продвижении проекта и достижении правильной позиции - отказаться от сложившейся эстетики, от привычного рисунка памяти, которая ведет по вчерашней тропе, более привычной и комфортной. То, что вчера легло в точку, сегодня противится и не складывается. Это значит, что хромает концепция, не возникает структура, работа не движется. Вы занимаетесь эстетикой, меняете одно начертание шрифта на другое, третье, четвертое, и все равно не подходит. По мере продвижения мы часто оказывались в тупике. Но если относиться к этому легко и возвращаться к началу дороги, ее можно пройти. И студенты несли проекты, которые начинали радовать и подбадривать отстающих.

Один из самых остроумных и острых проектов -- "Счастье есть" Натальи Михеевой и Юлии Федуловой. Двойной диск. Очки, пронзительно розового цвета, оправа - складывающаяся упаковка, книжка - в виде памятки на шнурке, прикрепленной к оправе. В книжке портреты тех, кто уже вкусил розового счастья. "Кр-р-руто!", -- говорит моя трехлетняя внучка.

Проект должен быть неожиданным. Я как-то видел на обложке компакта фотографию Джона Ли Хукера у белого рояля в белом костюме в черных очках и черных ботинках. Цепляет. В "белом, очень белом" проекте Елены Исаевой "Dire Straits", акцент на черных строках, типографика вибрирующая, гитарная. Разделительные страницы - прозрачный пластик, при листании искажающий текст, как бы увеличивая глубину и отражение звука.

На прошлогоднем конкурсе "СиДи-обложка", стало очевидным, что есть номинации, которых не коснулась графическая культура. Например, из представленных восьми работ в номинации "Народная музыка" с трудом можно было выбрать одну для награды, но высший приз присудить было некому.

Мы дерзнули несколькими проектами нарушить покой этого мира. Вот один из них -- Татьяны Бабковой - "The road to dundee" (ирландская народная музыка). Это серия из трех упаковок. Каждая имеет свой фон - земля, вода, воздух. Наложенная на фон золотая солома, строительный материал, как некий орнамент или даже хаос, из которого можно выделить и увидеть сложенную букву, тему, мелодию. И еще один проект - Маргариты Бобровской - "Somewhere in Afrika" (где-нибудь в Африке). Конечно, можно найти песок и в Африке, Маргарита нашла его во дворе, начала рисовать пиктограммки, фотографировать и собрала целую толпу любопытных и бдительных граждан. "Бедная девушка, совсем..." -- говорили вокруг. Под эти "одобрительные" восклицания она сняла весь визуальный ряд.

Проект Светланы Катаргиной "The Andes" (музыка ацтеков в современной аранжировке) решен оригинально. Упаковка - футляр из светлой глины, отформован с фактурой камня, изъеденной временем -- разнимается на две части. А в сердцевине блестящий музыкальный диск, часть которого интригующе видна через щель в верхней крышке. Загадочная ацтекская штучка.

Довольно часто верным оказывается самое простое и лобовое решение при одном условии, что стилистика проста и выполнение тоже лобовое. Музыкальная группа "Rednex", работа Натальи Телегиной. Снят фрагмент дырявого забора и этим куском запечатана обложка книжки, страницы, оборот и часть диска. Затем дизайнер вырубает в книжке все щели насквозь. Вы как бы отгорожены от музыки забором, не прерывающимся, пока вы листаете книжку, а на самом деле забор фиктивный - сплошные дыры. Информационные строки, будто бы цепляются за этот мир, остаются на якобы прозрачных страницах. А на зеркальном диске обратное движение: музыка как бы просеивается вместе со светом.

И еще об одном проекте -- компакт диск "Б.Г. квартет Анны Карениной". Александра Островская попробовала подойти к портрету Анны Карениной, как набору мозаики. Он складывается из кусочков, из частей. Портрет глазами самой Анны: она видит носки своих туфель. Все эти части собраны и скреплены и положены не совсем в адекватную упаковку. Нужно открыть литую крышку "Б.Г."(Борис Гребенщиков), подобную такой, которая попадается под ногами, от разных коммуникаций, и оттуда извлечь диск и книжку. Парадокс? Но он из нашей жизни.

На самом деле любая трактовка упрощает ситуацию и она твоя, субъективная. Александра Островская хотела неоднозначного прочтения, как неоднозначны и мои комментарии к студенческим проектам.

Юрий Сурков
"Учиться, учиться, учиться!" Вот девиз, под которым учился студент (и я в том числе) в не таком уж далёком прошлом. Под учением понималось главным образом освоение теории, которая преобладала над практикой. А все успешно работающие сегодня дизайнеры, как правило, стали такими в результате практического самообразования.

С таким представлением я шёл на просмотр в Высшую школу, организованную Академией графического дизайна, где производится беспрецедентный за последние десятилетия эксперимент. Учащимся здесь читают предмет и ведут практические занятия десятка полтора лучших специалистов в области графического дизайна. Я попал на просмотр работ семестра, где заданием были разработка упаковки для парфюмерии и компакт-дисков. Это тот самый семестр, который дал материал для публикаций в нескольких журналах и сборниках по графическому дизайну. О парфюмерной упаковке вы уже знаете из прошлого номера журнала. Мне же хочется поделиться своими впечатлениями о работе с упаковкой компакт-дисков.

Первое, что приятно удивило, -- это разнообразие в выборе тематики: от рэйва до ирландской фольклорной музыки. Выбор был осознанным, мотивированным как личным тяготением к определённому музыкальному жанру, так и профессиональной беспристрастностью к содержанию, что позволяет работать с изданием "формально" в хорошем смысле слова.

За некоторыми решениями уже проглядываются личности, по-своему читающие пластику музыки и её формы. Упаковка дисков во многих случаях абсолютно оригинальна, причём самые смелые фантазии осознанно технологичны как в выборе материалов, так и в их обработке. Дерево, состаренная бумага или металл хорошо работают на образ исполнителя, так что "материализация" прошла успешно.

Но главное, что мне хотелось бы отметить, -- это умение увидеть. Увидеть, найти характерную для образа пластику, выделить главное... И, конечно, умение качественно оформить свою идею. Продемонстрированный профессиональный арсенал студентов был на удивление столь же разнообразным, как и выбор тем. Отличные настенные графити из собственного подъезда или со стен Парижа, предметная, сложная, постановочная и натурная съёмка -- результат предыдущих заданий по фотокомпозиции (студенты постоянно работают с фотографией). Так, что в умении обобщать и находить точный образ уже просматриваются результаты грамотного обучения.

Самым сложным, как всегда, оказалась компоновка текста. Хотя о типографике, наверное, говорить рано, это дело ближайшего будущего, а, может быть, не только ближайшего. Но видя усердие, с которым студенты изучают шрифт под руководством Владимира Ефимова, понимаешь, что результат не за горами. Этому "помогает" и отсутствие компьютеров. Есть возможность рисовать шрифт от руки, да и ограничение в средствах выразительности на первых порах к лучшему: нельзя спрятаться за дешёвый эффект.

А вот в дальнейшем без компьютера, безусловно, обойтись невозможно. Всё-таки дизайнер должен иметь хороший инструментарий и реальную практику в воплощении своих идей. Ведь девиз сегодняшнего дня: "Работать, работать, работать!"






ИМА-дизайн

© Студия «ИМА-дизайн»
Москва 107078
ул.Садовая-Спасская 21/1
E-mail: info@imadesign.ru
www.imadesign.ru

© ВАШГД
Москва 127018
Стрелецкая улица, дом 2 Серов Сергей Иванович, руководитель ВАШГД: (495) 611 5966
E-mail: serov@mega.ru

Поддержка: «Группа Махаон»