Новости | О компании | Портфолио | Публикации | Контакты начало
карта сайта

Публикации: О нас пишут:

Интервью журналу "ГАРТ-digital" 

[ мы пишем
[ о нас пишут
[ комментарии к работам
[ разное
Эркен Кагаров. Взгляд на дизайн
Чайные церемонии
Семиотика визуализации или Пятнадцать суток за демократию
Второе дыхание товарной марки
Мыльный сериал "Фиори"
Единица измерения
Интервью Э. Кагарова журналу "ГАРТ-digital"
Сорок раз про любовь
Короткая и продажная жизнь упаковки
Умение мыслить образами, или профессия - дизайнер
Новости полиграфии
Девушка, я дизайнер!
Дизайн - когда просто и хорошо

Поиск

Подписаться на новости
Сделать запрос
Заказать CD-презентацию

 


НОМЕР 4 АПРЕЛЬ 2003

Эркен КАГАРОВ
"Има-Дизайн"
Арт-директор

ГАРТ: Эркен, расскажите, как произошло Ваше знакомство с компьютером?

Э. К.: Известно, что большинство дизайнеров из тех, кому сейчас от 30 до 40, начинали в докомпьютерное время. Когда я заканчивал институт, они только появлялись. Помню, как впервые увидел компьютер. Это было в Киеве. Мы ездили на практику в киевский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). Системный блок, монитор, ручной сканер, матричный принтер_ Это казалось просто волшебством. Можно было нарисовать какую-нибудь буковку, отсканировать, как-то подвинуть, распечатать. Не надо было переснимать, увеличивать на фотоувеличителе "Крокус", потом еще раз переснимать, печатать, выклеивать, еще раз переснимать...

Естественно, для меня, да, я думаю, не только для меня, появление такой возможности было просто каким-то волшебным подарком. Это позволило многократно повысить скорость работы, которая иногда бывает очень важна, потому что скорость - это не значит быстрее сдать заказчику. Это значит - пройти больший путь, вернее, попытаться пройти разными путями, чтобы в итоге что-то для себя понять. Иногда на это не хватает времени при том, что огромную его часть отнимает просто техническая работа. Понятно, что огромный кусок времени, отведенного на работу, можно ничего не делать, а пытаться просто ощутить ее.

Но так или иначе, есть масса рутины, которая мешает это сделать. Не только со шрифтами. Я помню, как приходилось делать журнальную обложку в четыре краски. На каждый цвет - свой оригинал. При этом качество могло считаться хорошим только условно. Например, отрастрировал один цвет 20% и хочешь сделать еще и 30. Это уже сложности - надо кому-то отдавать, платить за каждый вариант.

Правда, в этом был один плюс: идея должна была сначала окончательно сформироваться в голове. Если не было сложившегося образа и плана, то ничего было сделать нельзя. Сейчас у многих проблема такая: один вариант, второй, третий, десятый, а в итоге ничего хорошего так и не получается.

ГАРТ: С компьютером быстрее думать? Все равно каждый вариант нужно "повозить", посмотреть, что получается.

Э. К.: Думать - наверное, иногда. Но это не прямая зависимость. Буквально вчера мне надо было сделать один проект водочной бутылки. С нуля придумать образ и, естественно, в итоге сделать на компьютере, чтобы можно было показывать, потому что с помощью компьютера очень удобно имитировать стекло, например. Естественно, основную часть времени, около 9 часов, я слонялся по квартире, смотрел телевизор. Я просто понимал, что мне нет смысла садиться за компьютер, пока я не пойму, что нужно делать. Образ должен быть очень явным.

Кроме того, он должен быть именно таким, каким я его задумал, и здесь с компьютером уже ничто не сравнится. Сделав что-то, я на 95% уверен, что это же увижу и в печати. Я просто помню эти грустные истории. Их множество и, я думаю, любой человек, который тогда работал, их вам расскажет. Например, когда-то я делал разворот для какого-то журнала. В итоге, когда вышел тираж, я увидел, что картинка съехала на несколько сантиметров. Оказывается тетушки, которые монтировали пленки, увидели, что картинка зарезается, и сдвинули ее к центру - решили, что художник не подумал.

Дело, конечно, не только в этом. Я помню только один случай, когда я получил из печати именно такую обложку журнала, какую отдавал. Просто все мои комментарии были очень сложными, и никто не понял, как это можно "исправить". Тогда компьютеров не было, но очень хотелось ощущения новой пластики, поэтому обычную фотографию я скомпоновал на обложке вместе с шапкой и еще какими-то элементами, при этом в одном элементе этой фотографии убиралась голубая краска, в другом черная, в третьем - две и т. п. В итоге где-то получалось голубое, где-то оранжевое, где-то травяная зелень. Я давал чертежи с такими разноцветными линиями фломастером, где что снимать. Вот это получилось один в один.

А сейчас на порядок легче увидеть, что получится в итоге. Кроме того, перед выводом на пленки есть еще и этап препресс-подготовки, когда специалисты все проверяют, делают треппинг и т. д.

ГАРТ: Есть люди старой закалки, которые не считают использование компьютера обязательным, и новые_ Все-таки, думает дизайнер сегодня за компьютером или с карандашом в руках?

Э. К.: Думает за компьютером, потому что карандашом практически не владеет. И это нормально. Я, например, привык в свое время к карандашу и таким блокам со скрепленными листами. Очень удобно, потому что ничего не разлетается, можно к чему-то возвращаться, все легко находить. У меня уже "томов" восемь таких книжек, где могут быть и логотипы, и упаковки, и плакаты, и что-то еще.

Естественно, когда появились компьютеры, я какие-то эскизы стал делать сразу без бумаги. Но потом понял, что каждый материал дает дополнительные мотивы и дополнительные возможности. Как музыкальные инструменты: каждый из них создает определенное настроение и позволяет делать то, что с другими не получается. Эскиз может появиться и просто в голове, и на экране компьютера, в процессе подбора шрифта, цвета, а может и на бумаге.

У меня все-таки больше на бумаге. С этим ничего не сделаешь. Говорят, характер человека формируется до пяти лет. Дальше уже бесполезно что-то менять. Я думаю, что для того, кто с самого начала делал эскизы на компьютере, это удобнее и естественнее. Но выбор различных материалов и инструментов редко мешает. Он просто расширяет диапазон. В некоторых случаях радикально, потому что кроме аналоговых инструментов, которые были в распоряжении дизайнеров, там есть то, чего нет в реальном мире. Может, и есть, но все это почти невозможно воспроизвести. Вот, например, слои - удобно! Или возможность объединить в группу.

ГАРТ: Что, фильтры в Photoshop расширяют возможности дизайна?

Э. К.: В некоторых случаях - да. Это так же, как шрифт Adver Gotic. Хороший шрифт, просто не надо применять его везде и всегда. Есть один случай из тысячи, где он хорош. Так же и с фильтрами в Photoshop. Есть случаи, где тот или иной фильтр просто замечательно работает, но в остальных случаях это бездумное, механическое использование. Как в плохом анекдоте: вроде бы все по схеме, но не смешно.

ГАРТ: Имеете в виду, что сегодня многие используют компьютер в дизайне, но не получают ожидаемого результата?

Э. К.: Да, но в общем-то в свое время, когда еще не было компьютеров, происходило то же самое. У некоторых получалось тускло и неинтересно.

ГАРТ: Но все-таки, компьютер - это инструмент, который дает существенную экономию времени.

Э. К.: Естественно, все, что можно сделать на компьютере, можно сделать и без него. Там нет ничего такого, что нельзя было бы повторить. Можно, но за немыслимое время и с немыслимыми усилиями. Можно даже добиться того же качества, но это будет очень сложно и очень дорого.

Например, у меня есть среди прочих работ какие-то линеарные вещи. Полоски располагаются строго вертикально или строго горизонтально на одинаковом расстоянии и образуют за счет изменения структуры какие-то картинки. Люди очень часто спрашивают: "Вы это на компьютере делали"? Подразумевается: "Но это же компьютер сделал, за Вас. Вы там нажали какие-то кнопки_" Это на самом деле делается на компьютере, но так: берешь одну линию, загибаешь, потом следующую_ Можно, конечно, взять рейсфедер, но это займет больше времени. Все равно, это не две человеческие жизни, а, допустим, неделя. По старым понятиям, время небольшое. Раньше одну работу можно было делать и месяц.

ГАРТ: А теперь как? И вообще, какие заказы преобладают?

Э. К.: У меня есть несколько направлений. Студия "Има-Дизайн" - коммерческое предприятие, задача которого - максимизировать прибыль. Поэтому здесь упаковка, торговые марки. Есть заказы на рекламную продукцию: годовые отчеты, буклеты. Кроме работ студии есть еще те, которые я делаю для себя. А есть работы, которые ни к одному из этих видов не относятся. Например, недавно я сделал книжки для муфтия мечети на Поклонной Горе "Ислам в вопросах и ответах". Или работы, связанные со школой, в которой я преподаю. Или проекты Академии графического дизайна.

ГАРТ: А дизайн для Интернета?

Э. К.: Сайты мы практически не делаем, хотя несколько все же было. Просто чтобы получать заказы, надо себя на этом рынке как-то представлять, позиционировать.

То же самое с выставочными стендами. Когда-то мы ими занимались - было очень выгодно. А теперь ситуация изменилась, на этом рынке другие люди. Раньше было интересно, очень хотелось и, как мне кажется, получалось очень хорошо. А сейчас мы их делаем только иногда, если это поддерживает марку, с которой мы работаем. То же самое можно сказать про рекламные ролики для радио и телевидения.

ГАРТ: В студии только РС или и то, и другое?

Э. К.: Когда-то, когда у нас было мало денег, все компьютеры были РС. Все - это два. И еще черно-белый принтер и черно-белый сканер. Вот и все оборудование. Потом все, естественно, развивалось, и сейчас у нас два G4, один G3, но и РС остались.

ГАРТ: Мac и РС - разные вещи. Менять один на другой сложно. Дизайнеры на чем обычно работают?

Э. К.: Кто на чем привык. Мне, например, лень пересаживаться на Mac. Это ведь все-таки стресс определенный. А потом, если бы я видел выгоду_ А так я понимаю, что и у тех, и у других, свои преимущества. Менять смысла нет, ведь что-то будет лучше, а что-то хуже. Тем более, что не известно, что произойдет еще через пять лет.

ГАРТ: Вы сами работаете за компьютером? Corel, кривые, детальные знания?

Э. К.: Я работаю. Может быть, не совсем детально. Так получилось, что первой компьютерной программой, которую я увидел в 1994 г., был второй Corel. И соответственно, это программа, которую я знаю лучше прочих. Illustrator я знаю средне, Quark - лучше, потому что им чаще пользуюсь. А вот, допустим, FreeHand или Pagemaker практически не знаю.

В Питере, например, так исторически сложилось, что эти программы больше места занимали, чем Illustrator и Quark. Есть города, где кто-то первый программу привез, она проникла, распространилась и какие-то субкультуры возникли.

ГАРТ: Но судить лучше все-таки не по программе, в которой дизайн-студия работает, а по самим работам_

Э. К.: Даже по работам судить нельзя, если не известно, какая ставилась задача. Бывает, что просто везет, и можно сделать хорошую работу, потому что задача соответствует и можно выложиться. А бывает задача другая: надо не выкладываться, а наоборот, как-то себя сдерживать. Любого дизайнера ждут такие работы: скажем, через пять на шестую. Иногда думаешь, какое счастье, что я выбрал эту профессию и могу что-то сделать, а иногда - наоборот.

ГАРТ: Бывают работы, которые приходится заставлять себя делать?

Э. К.: Не заставлять. Просто они не для конкурса, не для выставки. Мне, например, интересна задача, когда я ее в первый раз вижу. У нас была интересная работа - водка "Медведь" для Казахстана. Я считаю, что мы ее реализовали очень хорошо, потому что она вышла в лидеры по продажам при относительно небольшой рекламе. Естественно, только за счет дизайна этого сделать нельзя. Это была первая бутылка с удлиненным колпачком на рынке Казахстана, что важно.

Вот почему, например, "Гжелка" считается хорошей водкой? Она была первой с таким сочетанием характеристик: водка "Кристалла", водка с гуалой и недорогая. Условно говоря, качество, защищенность и цена. Понятно, что все эти категории относительные - их можно по-разному мерить, но вот с "Медведем" именно так получилось. Некоторое время назад мы сделали еще одну водку, задача которой - стоять рядом с "Медведем". Сейчас третья задача - сделать водку, которая бы их "перебила". Это очень сложно, и в этом случае можно с интересом делать в третий раз.

Я про такие работы говорю. Может быть, они не для выставки, но они очень драматичные. Тут есть все: и дизайн, и креатив, и тестирование в фокус-группах, и работа с технологией. Про все очень сложно рассказать. А есть, наоборот, очень интересные дизайнерские работы, которые могут оказаться неэффективными - так, для красоты.

ГАРТ: Если вернуться к рассуждению о цифровом и нецифровом дизайне: не кажется ли Вам, что виртуозное владение компьютером со временем может подменить талант, что в эпоху карандаша было невозможно?

Э. К.: Виртуозное владение инструментом - это уже талант. Так же, как в музыке. Я иногда жалею, что уже никогда не займусь программированием. Просто для того, чтобы ощущать материал лучше. Например, какой-нибудь модуль для себя сделать небольшой, который мне удобен был бы. Как раньше краски делали сами - растирали какие-то камешки_ Когда-то я делал приспособления для себя. Помимо того, что это дает какие-то уникальные преимущества, это еще и приятно - ты сделал и этим пользуешься. Если вернуться к вопросу, то все зависит от случая: иногда достаточно виртуозного исполнения, а иногда нужен креатив.

ГАРТ: В начале разговора Вы упомянули, что преподаете в школе. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

Э. К.: Высшая академическая школа графического дизайна (ВАШГД) создана под эгидой Академии графического дизайна. Руководит ей Сергей Иванович Серов. Действует она на базе училища прикладных искусств, в прошлом - имени Калинина. Раньше там преподавали вышивание, роспись, резьбу. Основное отличие от других учебных заведений - то, что в ВАШГД преподают практикующие дизайнеры. В разной форме - курсы, несколько вечеров, мастер-классы. Вообще, там происходят интересные вещи. Например, в мою первую группу, выпуск которой был летом 2001 г., попали бывшие ученицы этого училища - те самые вышивальщицы и т. п. Звучит странно, но им удается делать очень интересные дизайнерские вещи. Основные навыки были. Оставалось немного поменять точку зрения, и они стали уже не специалистами по прикладным искусствам, а дизайнерами, причем очень живыми, молодыми и неожиданными.

ГАРТ: Кто туда может попасть?

Э. К.: Почти любой, но несмотря на то, что обучение платное, в прошлом году был конкурс три человека на место.

ГАРТ: А как потом с трудоустройством?

Э. К.: Сейчас, например, у меня группа, где почти все уже работают в разных фирмах - известных и не очень. А один мой студент вообще зарабатывает деньги промышленным альпинизмом, а учится просто для души.

ГАРТ: А не задумывались, влияет ли знание компьютера на результаты их обучения?

Э. К.: Конечно, влияет. Не только на них. Оно и на меня влияет. Просто тем, кто владеет компьютером, легче. У них остается больше времени. Студентам ведь надо и работать, и тусоваться, и учиться - это очень тяжело. Правда, не у всех есть дома компьютеры, но у 80% есть. Понятно, что группы неоднородные, ведь знание компьютера обязательным требованием при приеме не является.

ГАРТ: Так все-таки, нужен ли компьютер для дизайна?

Э. К.: Мне кажется, лет через пять просто не будет этого вопроса. Вот появились первые автомобили - трясутся, пыхтят, едут медленно, впереди еще человек идет с флажком - и все начинают думать: а нужны ли нам автомобили? Потом проходит какое-то время, и вот он уже не пыхтит, не трещит_ Его уже не ощущают. Сначала еще возникают вопросы - удобно, неудобно, а потом и их перестают задавать. Он такой, какой есть.

Наверное, когда-то компьютер и станет настолько удобным, что на нем можно будет просто рисовать, как карандашом. Но пока блокнот в некоторых случаях лучше.







© Студия «ИМА-дизайн»
107078, Москва,
ул.Садовая-Спасская 21/1, подъезд 9, этаж А
Наши телефоны:
(495) 262 5985, (495) 729 5693
E-mail: info@imadesign.ru
www.imadesign.ru
Поддержка: «Группа Махаон»