РЕКЛАМНЫЙ МИР 1995, N 9-10
Светлана Пухова
Почувствовать разницу между плохим дизайном и хорошим некоторым порой бывает нелегко. Но как говаривал сэр Шерлок Холмс, разница между боргесом на шпонах, которым набирают передовицы "Таймса", и слепым шрифтом вечерних листков не менее очевидна, чем разница между неграми и эскимосами.
Вот и Шерлока Холмса при случае можно призвать в эксперты по графическому дизайну, если под нужным углом зрения перечесть "Собаку Баскервилей".
И тем не менее сегодня знание шрифтов не только "элементарное требование к сыщику".
То, что любой дизайнер-профессионал по газетным клочкам безошибочно отличит старые "Известия" от новых или газеты "Сегодня", "Комсомольскую правду" от "Московского комсомольца", - факт. Но по мнению Эркена Кагарова, арт-директора дизайн-студии ИМА, это обыкновенный фокус, рассчитанный на непрофессионалов. Хотя непрофессионал и не должен разбираться в гарнитурах, кеглях, выключках, но, как это ни парадоксально, разница между хорошим и плохим дизайном для него должна быть не менее очевидна, чем разница между "неграми и эскимосами". Ведь зачастую он и заказчик. Вот и заявлена тема для конструктивной беседы:
Дизайнер-Художник-Заказчик
- Начну с выражения, которое стало уже расхожим: "Реклама убивает искусство", или "Дизайн убивает искусство". Это в какой-то мере справедливо, ведь жестко реклама закрепощает и ограничивает художника. Художник здесь работает не для себя. У него есть заказчик. А заказчики бывают разные. Есть и такие, которые убивают в дизайнере художника. Например, дизайнерские проекты (разработки фирменного стиля, графического комплекса) не воспринимают как серьезную работу. Нередки заявления таких руководителей фирм: "Я бы сам знак сделал. И это было бы и лучше, и быстрей. Но у меня времени нет". Конечно, чего проще? Есть компьютер, есть определенные программы, освоил - и ты уже смело можешь называться дизайнером-графиком. И не беда, что ты рейсфедер или перо в руках никогда не держал, не имеешь никаких представлений о типографике... Другой тип заказчиков - любящие контролировать процесс, точно знающие, каким должен быть знак их фирмы. Требующие точного исполнения указаний: "Делайте все, что угодно, только не 8-й кегль" и т.п.
Наша дизайн-студия может, конечно, выполнить все пожелания клиента - предприятие наше коммерческое. Но показать подобную некачественную работу на выставке или представить ее на конкурс, мы не сможем. Об этом мы сразу и говорим нашим заказчикам. Я не сторонник подобного разделения - эти работы на заказ, а это специально к выставке. Знак, фирменный графический комплекс - это не только имидж фирмы, ее лицо. Знак - это объект, который может приносить прибыль либо убытки предприятию. И разработка знака - работа серьезная. Когда клиенту бывает трудно это объяснить, глупо тратить время на споры. Я предлагаю воспользоваться приемом "самоотстранения". Системой большого количества зеркал, системой отражений. Сравнить предлагаемый знак с другими, посмотреть, как он будет работать в разных контекстах: легко ли запоминается, читается, мобилен ли, легко трансформируется и т.п.
Конечно, приятнее говорить об удачах, рассказывать об интересных клиентах, которые позволяют дизайнеру, делая работу на заказ, оставаться художником. Итак...
Дизайнер - Художник
- Сначала расскажу об одной из самых интересных наших работ - разработке фирменного стиля для пиано-бара "Белый медведь", что на проспекте Мира.
Клиент доверил нам как профессионалам сделать эту работу, ориентируясь на собственный вкус. Был выполнен полный объем графических носителей: от входного билета до гардеробного номерка.
В приглашениях использовалась ручная вырубка и фальцовка - очень дорогая работа. Такие приглашения, входные билеты, сфальцованные вручную, можно хранить как сувенир, напоминание о вечере, проведенном в "Белом медведе".
У нас есть еще ряд клиентов, доверяющих нам. Один из них - магазин "Кухни на Покровке". Интерьерный дизайн - проект Андрея Шаталова. Задача нашей студии - выступить своеобразными стилистами. Отследить, чтобы был выдержан во всем определенный стиль. Естественно, нам предстоит сделать графический комплекс для "Кухонь на Покровке". Но примечательно, в нашей небольшой практике (нам только в июне исполнится год) подобного рода заказов не было: разработка фирменного флага и фирменного галстука для этого же магазина.
В нашей дизайн-студии появились новые художники - Марина Росман и Андрей Лучинкин. С новыми силами мы и принимаемся за работу.
Не так давно в ИМА-галерее проходила выставка "Арткрытка". Арткрыточный стенд Эркена Кагарова, его открытки с шрифтовыми каламбурами, на мой взгляд, были самыми яркими и запоминающимися. Пожалуй, стоит поговорить и о станковых работах Эркена, о предстоящей выставке "Голые вещи" и о том, как уживается художник с дизайнером.
Художник - Дизайнер
- Многие дизайнеры занимаются станковыми работами - дизайн не для себя, так называемые, неприкладные работы.
В моем представлении, для художника-графика традиционными всегда были знаки, плакаты, шрифтовые композиции.
И то, что я могу попробовать себя в таком жанре, как открытка, мне в голову никогда не приходило, до тех пор пока я не увидел открытки московских дизайнеров.
У меня как-то возник проект экономичного шрифта, который затем реализовался в серии открыток "Родченко-94". Проект экономичного шрифта - буквы выполняют функции цифр и наоборот. Легко представить, что 0 это еще и ноль, а буква Д - это девять и т.д. Так и родились открытки: "Родченко", "Удачи!", "Собака - друг человека", в каждой из них зашифрованы 9 и 4 - символ года.
А что касается выставки "Голые вещи" - это не обнаженные вещи, а скорее, правда вещей, то это выставка совместная. Помимо моих робот будет живопись Андрея Шаталова, фотоработы Юрия Гаврилова.
Вот я хожу каждый день мимо колодезных люков. А ведь это идеальная форма для получения оттисков, готовый металлический рельеф. Достаточно накатать краску и получить отпечатки. Это будет серия "Правдивая печать". И эти люки действительно красивые, мы просто не замечаем их красоты. У нас привыкли считать, что дизайн - это когда по диагонали или верх ногами. Когда просто и хорошо - это уже не дизайн. А красота - это естественность. Дизайнер не должен придумывать. Он должен найти утерянную правду вещей, а не закрашивать стекло масляной краской, когда идея стекла - прозрачность...
|