Интервью журналу про100 7(10)2003
Что определило Ваше решение стать дизайнером?
Как-то раз - было мне тогда лет 16 - родители спросили меня - кем я хочу стать? Я не знал, и они констатировали - пойдешь в художественное училище. А вообще-то средний уровень массового графического дизайна был настолько низок, что я сразу увидел здесь поле для приложения сил, понял, что смогу сделать в десять раз лучше. Так и получилось.
На первом курсе я был ниже всех ростом и обладал массой комплексов. Девочки меня не любили, поэтому я сидел в папиной мастерской и делал знаки и логотипы - это казалось мне самым главным. И после первого семестра я единственный получил пятерку по композиции. Девочки сразу обратили на меня внимание, но работать от этого я стал только усердней.
Теперь, когда я меня уже не пугает их внимание, я понял, наконец, что дизайн интересен и сам по себе. Кстати, к началу второго курса я вырос на 20 сантиметров.
Вы руководите известной студией ИМА-дизайн и являетесь арт-директором. Как можно совмещать коллективное (или менеджмент) и личное творчество?
Совмещать не так уж и сложно по нескольким причинам. Во-первых, одна голова хорошо, а две лучше. Обсуждения работ, мозговые штурмы всегда хороши в коллективе. Во-вторых, у каждого дизайнера в студии есть свои сильные и слабые стороны, свои "критические дни", поэтому вместе мы становимся сильнее и подстраховываем друг друга.
Кроме того, как арт-директор я не управляю всем. Руководят студией со мной Юлиан Лебедев, креативный директор, и Мария Малахина - генеральный.
Насколько важно в творческой деятельности участие в выставках и конкурсах?
Это самый реальный способ ощутить себя в некоем контексте, увидеть свои работы со стороны, определить какой-то новый или старый этап в своей жизни. Например, на выставках "Знак" я не выиграл ни одного приза, тем не менее, уже пятый год охотно принимаю в них участие (пропустил лишь раз, когда был членом жюри).
А получать призы конечно приятно, поскольку это признание коллег по профессии. Это главное. Были случаи, когда важнее победы на конкурсе бывало мнение какого-то уважаемого человека, профессионала. Вот например, в прошлом году мы сделали календарь для студии, который не получил наград просто потому, что мы забыли его отдать на конкурсы, вообще забыли про него, но зато Андрей Логвин, которого вам представлять не надо, сразу же повесил его на стенку на самое видное место. Вот и все. Настоящее признание.
Или случай с плакатом "Москва Город Грозный", это было в 1994 году. Его вывесили в экспозиции выставки "Адрес: Москва" только через полчаса после открытия, когда какая-то важная городская персона уехала, но зато Евгений Добровинский молча пожал мне руку. Этот жест я помню до сих пор.
Как Ваши победы помогают в повседневном бизнесе?
Никак. К сожалению, у нас в дизайне нет авторитетных рейтинговых агентств, чье мнение было бы определяющим для заказчика. А на конкурсы заказчики обычно не ездят и выбор ими той или иной дизайн-студии часто зависит от обстоятельств случайных. Это мы знаем на практике.
Известно, что диктат заказчика порой разрушает творческую составляющую, выхолащивает суть работы дизайнера. Встречаются ли приятные исключения?
На мой взгляд, это не совсем правильная постановка вопроса. Творческую составляющую разрушает не диктат заказчика, а возможно наоборот - неумение заказчика правильно сформулировать задачу, точно обозначить те рамки творчества, в которых мы будем работать. Чем яснее, прозрачнее требования заказчика, чем они, в конце концов, жестче, тем энергичней может работать дизайнерская мысль, создавая проекты целостные и яркие.
С другой стороны диктат заказчика часто происходит от недоверия к дизайнеру, что в нашей сегодняшней ситуации бывает и оправдано, поскольку далеко не все дизайнеры обладают достаточным набором профессиональных навыков для решения маркетинговых задач, которые необходимо решать. Поэтому некоторые заказчики опрометчиво полагаются на свои - часто дилетантские решения.
А приятные исключения встречаются, их становится все больше и больше. Я уверен, что спустя небольшое время они станут правилом.
Расскажите о самых интересных, но непринятых заказчиком работах.
Для начала давняя история. В 1990 году журнал "Реклама" объявил о конкурсе на знак Харьковской парфюмерно-косметической фабрики "Эффект". Я сделал, по-моему, очень эффектный логотип и уселся ждать "призовых", но за три месяца ни денег, ни какой-либо реакции так и не дождался. Не выдержав, я позвонил сам. На том конце провода мне сообщили, что "ваш логотип в восточном стиле" получили как раз вчера, спустя месяц после окончания конкурса. Но гораздо больше, нежели известие о сроках доставки меня поразило само определение этой барышни моего стиля, как "восточного" - мне-то казалось, что дизайн я делал вполне европейский.
Кстати, следы моей Ташкентской юности можно обнаружить и в знаке к выставке "Экспо-2010". Приехав погостить в Ташкент к родителям, я с удивлением обнаружил, что этот знак практически буквально воспроизводит рисунок на традиционной узбекской тюбетейке. Случайно ли это - судите сами.
К слову, не смотря на то, что эта работа победила в тендере, то есть была и принята, и оплачена, ее тоже можно отнести к коммерческим "провалам", поскольку "Экспо-2010" как известно, состоится все-таки не в Москве, а в Китае.
Ну и еще один пример уже из другой области. В свое время по заказу компании Pentcroft, я сочинил слоган для рекламы презервативов - "То, что между ними было". Его тоже не приняли. А мне он нравится по сей день.
Ваше мнение о современном дизайн-образовании.
В нашей стране образование переживает этап трансформации, оно изменяется, потому что меняется жизнь всех людей в мире. Я сам это знаю, потому что шестой год преподаю. Думаю оно становится лучше.
Что Вы посоветуете молодым дизайнерам? (Учиться, учиться и учиться?)
Когда я был "молодым дизайнером", я полагал, что хороший дизайн может сделать дизайнер в одиночку. Сейчас я думаю, что хороший дизайн это результат работы хорошего дизайнера, грамотного заказчика и воспитанного на хороших примерах потребителя.
Поэтому учиться я бы посоветовал не только дизайну, и не только у дизайнеров. Очень важно понимать людей, понимать, что их волнует, понимать их проблемы, понимать мир. И при этом верить себе, беречь собственную индивидуальность, учиться на хороших примерах и пытаться сделать что-то свое. Верить в свои силы, ведь вера двигает горы.
|